Шаманы: Властители реальности

Шаманы: Властители реальности

Шаманизм - это путешествие по духовному пути, населенному добрыми и злыми духами, душами умерших и еще не родившихся

Шаманизм столь же разнообразен, как и те, кто его практикует. Его приверженцы варьируются от коренных народов, передававших свое ремесло в течение тысяч лет, до современных «пластиковых шаманов», которые не представляют никакой конкретной культуры, но адаптировали шаманизм ради удовлетворения потребностей рынка. Тем не менее, у всех практиков шаманизма есть что-то общее: использование духовного (или шаманского) транса для облегчения перехода в необычную реальность. Здесь, в этой необычной реальности, шаманы делают свою работу. Согласно религиозному историку Мирче Элиаде, шаманизм - это «техника экстаза», включающая целенаправленный призыв и использование снов и видений для решения проблем.

По этому определению, шаманизм - это путешествие по духовному пути, населенному добрыми и злыми духами, душами умерших и еще не родившихся. Это место, где говорят горы, а дух предка указывает, какие растения можно есть, когда сухой сезон длится слишком долго. В этой форме шаманизм встречается повсюду. Каждая племенная культура - живая или мертвая - имеет своего представителя в мире духов. У индонезийских ментауи есть сикерей. У инуитов - ангакоки. У монгольских бурят - боо. У американских сиу есть свой хейока.

Грандиозность нашей шаманской родословной значит либо то, что шаманство возникло еще до рождения человеческой диаспоры около 70,000 лет назад и сохранилось с тех пор, либо оно появилось бесчисленное количество раз, независимо друг от друга, в древних культурах. Если мы считаем, что все человеческие общины пытались найти свой способ управления деревней, и каждая из них соперничала с другими на эволюционном рынке выживания и размножения, тогда нам стоит задаться вопросом: что хорошего в шаманизме?

Ответ - это урок как в психологии решения проблем, так и в построении бытия. Чтобы найти разгадку, нам сначала нужно понять, какие объяснения шаманизма нашла современная антропология. Эти объяснения основываются на общеизвестных психологических и эволюционных принципах, и эти принципы, в свою очередь, объясняют адаптивную ценность шаманизма.

Одно из объяснений гласит, что шаманы - это бета-версии современных целителей. Они лечат все, от укусов тигра до депрессии. Их опыт в травничестве и связанных с ним методах лечения обширен. Многие племенные культуры не видят различий между материальным и духовным, в отличие от современной науки. Также хорошо известно, что многие растения, используемые традиционными целителями, обладают активными свойствами и применяются соответственно. Но это объяснение мало говорит о ключевом элементе шаманской практики: шаманском трансе.

Второе объяснение заключается в том, что шаманы используют людское легковерие, играя на таких психологических предубеждениях, как человеческий страх перед «страшнейшими рисками». Это риски, которые по существу произвольны или находятся вне нашего контроля, тем не менее, могут уничтожить целые семьи или деревни. Современные примеры включают в себя авиакатастрофы, террористические атаки, ядерные кризисы, пандемии - события с низкой вероятностью, но ужасными последствиями. Наука показывает, что люди готовы дорого заплатить, чтобы свести к минимуму эти риски, даже если связанные с ними последствия в долгосрочной перспективе будут еще более смертоносными. Некоторые антропологи утверждают, что шаманский транс представляет собой своеобразное народное доказательство того, что шаманы способны защищать людей от ужасных рисков. Шаман может взаимодействовать с невидимыми силами и эффективно нейтрализовать их.

Третий аргумент гласит, что шаманы организуют социальные группы вокруг общих убеждений. Это, в свою очередь, приводит к большему благу для группы в целом. Например, используя угрозу магического возмездия, шаман может удержать народ от убийства последней газели. Это смягчает «трагедию сценария общего пользования», где общие ресурсы используются и истощаются. Шаманы могут также объединить племя вокруг произвольных решений, сделав их священными и ставя всех перед единой целью, тем самым устраняя потенциальные конфликты в отношении того, где охотиться, какие посевы высаживать или стоит ли вести войну с соседним племенем. Этот метод распространяется и на организацию групп на основе социальных ритуалов, которые укрепляют связи между членами группы и успокаивают их, что характерно для таких традиций, как День Благодарения и Ханука.

Шаманская способность организовывать социальные группы вокруг общих убеждений, безусловно, является преимуществом. Сначала это может показаться несколько слабым эволюционным объяснением, но на самом деле все наоборот. Рассмотрим следующий пример. До прибытия европейцев большая часть Северной Америки была домом для народов, чьи предки пересекли Беринговский пролив примерно 20,000 лет назад. Но к середине 1800-х годов европейцы стали неуклонно продвигаться на их территорию, а коренные американцы оказались под серьезной угрозой. Им нужно было отразить нападения захватчиков. Но что делать?

В 1889 году у старца из племени невадских пайютов по имени Джек Уилсон во сне было видение о священном танце, который помог бы воскресить армию из душ мертвых. Этот танец привел бы к неизбежной победе над белыми людьми, которых поглотила бы земля. Он стал известен как «Пляска духа».

«Пляска духа» объединила ранее враждующие племена от Оклахомы до Калифорнии. С общим врагом и верой в божественное провидение, коренные американцы организовали себя и свои убеждения так, как никогда еще не случалось прежде. Они стали гораздо более опасной силой, работая вместе, а не поодиночке. Это напугало правительство США и способствовало нарастанию конфликта, который в итоге завершился бойней у ручья Вундед-Ни в 1890 году.

Хотя индейцы были перебиты американскими солдатами, «Пляска духа» является мощным примером потенциальной силы шаманизма как способа социальной организации. Но, несмотря на логичность этого объяснения шаманизма, оно неполное, ведь люди способны сплачиваться и вокруг других видов деятельности: охота, спортивные состязание, простые песни у костра. Итак, в чем же польза шаманского транса?

Вот главная подсказка: шаманизм часто возникает среди людей, мучающихся из-за неопределенности. Речь идет о недавнем подъеме шаманизма среди бурят в Монголии. После краха социализма в 1989-1991 годах буряты лишились почвы под ногами. Это привело к ужасной нищете и голоду среди людей, чья культурная самоидентификация в значительной степени стиралась из поколения в поколение. В этом экзистенциальном вакууме бурятские шаманы расцвели, словно полевые цветы, пока люди искали новые способы совладать с этой неопределенностью.

Но шаманские силы не относятся к методам нарушения естественного порядка, как выяснил один антрополог, когда он пытался убедить шамана устроить церемонию призыва дождя, на что шаман ответил: «Не дури, кто бы стал звать дождь в засуху?». Шаманизм - это не метод контроля реальности вопреки собственному опыту. Шаманские народы, как и большинство западных христиан, предпочитают прибегать к помощи обычных врачей. Шаманизм не делает из слепой веры пенициллин. Скорее, когда видимые технологии терпят неудачу, люди ищут помощи от сил за пределами этого мира.

Все организмы нуждаются в ресурсах, чтобы выживать и воспроизводиться. Это привело к одной из самых примечательных теорий эволюции ума. Проще говоря, ум - это алгоритм поиска. Умные люди зарабатывают на жизнь, имея возможность находить. Пища, спутники жизни, место для укрытия, эффективные методы возмездия и средства достижения ваших целей, какими бы они ни были - все это и многое другое являются объектами умственного поиска.

Иногда, однако, мы даже не знаем, что мы ищем. Угроза голодания из-за плохого урожая. Смерть ребенка. Гибель всей деревни от оползня. Такие проблемы распутывают семантическую соединительную ткань, которая объединяет реальность. Они, как кажется, выходят за нормы нашего прошлого опыта. Когда это происходит, людям нужна «поисковая система», которая знает, как делать то, что не может Google: генерировать условия поиска для проблемы, которую они еще не полностью осознают. Когда ум не может что-то найти, он обращается к случайности. Шаманизм - это слияние поиска и предсказания.