"Шанс для Украины" - Леонид Швец

"Шанс для Украины" - Леонид Швец

Зоной гаданий является вся тема кремлевских планов относительно оккупации части Донбасса. Общая рамка понятна: Россия стремится в идеале затолкать ОРДЛО в состав Украины на условиях автономии, которая бы позволяла блокировать евроинтеграционный курс и в целом влиять решающим образом на внутреннюю политику страны. И тем человеком, который принимает окончательное решение о будущем российской оккупации, является Владимир Путин, и никто другой.

Это будто делает несущественной разницу между "злым полицейским", любителем конструировать альтернативную реальность, сторонником жестких вариантов Сурковым и условно "добрым полицейским" Козаком, заточенным на поиск хитроумных политических комбинаций в пользу Кремля, исходя из имеющихся обстоятельств. Неважно, кто контактирует с Киевом непосредственно, если все завязано в итоге на российского президента. Но, с другой стороны, Путин сам не вникает в детали и смотрит на ситуацию глазами своего уполномоченного.

Нельзя сказать, что Владислав Сурков в этом смысле подвел своего босса, он организовал политико-пропагандистское обеспечение вторжения в Украину, просто, когда закончилась активная фаза изобретения "республик", заметно заскучал и перестал креативить. А оккупированные территории на востоке Украины стали из ключа к проблемам, как когда-то посчитали в Кремле, оборачиваться одной большой неприятной проблемой. Это не козырь Путина, а его расстегнутая ширинка, на которую ему Запад указывает при малейшем случае. Козак теперь должен вывести Путина из тупика, в который тот вогнал себя вместе с Сурковым, причем вывести так, чтобы вождь не потерял лицо.

Сам же Путин, после длительного периода увлечения геополитическими играми, в которых Украине отводилось большое, но все-таки не главное место, сосредоточился на упрочении своих внутренних позиций. Не то чтобы эти позиции были шатки, но 2024 год приближается неумолимо, наталкивая ближнее и дальнее окружение президента на разные мысли. Чтобы отвлечь их от глупостей, стареющий царь придумал шараду с конституционной реформой, поменял правительство и занят новой расстановкой кадров. Сложнее отвлечь население, которое вернулось к докрымским показателям недоверия власти. Путина уже не столько обожают, как было еще вчера, сколько вынужденно терпят. Демонстративные жестокие репрессии только подчеркивают, что время пряников сменяется временем кнута.
...
Это все важные обстоятельства, потенциальные трещины в, казалось, железобетонной позиции Кремля, которые дают Украине какие-то надежды добиться успеха по возвращению ныне оккупированных территорий на Донбассе на своих условиях. Да, вполне возможно, что надежды окажутся иллюзорными, и заражаться неоправданным оптимизмом не стоит, чтобы потом не разочаровываться, но нельзя не попытаться поискать свой шанс. Зона гаданий, которую представляет собой донбасская тема, дает возможность предполагать не только худшее.

Леонид Швец