"Шапито Иеронима Босха" - Александр Сотник

"Шапито Иеронима Босха" - Александр Сотник

В России вновь раскинул свой шатер «предвыборный цирк-шапито». На арену один за другим выходят коверные, стремясь перещеголять друг друга в политических кульбитах и репризах. И, пока публика собирается, запасаясь попкорном, администрация тщательно отбирает актеров для представления. Вот разминается за кулисами Ирина Хакамада – эта бесхребетная «женщина-змея», уже не раз менявшая шкурку и окрас. То она – пассажир самолета СПС, взмывающего в какие-то олигархические дали; то – защитница Путина. Теперь вот – гнется всем политическим телом в «Партии роста». А вот – слегка подзабытый, но неувядаемый Григорий Явлинский жонглирует вечнозелеными яблочками. Правда, на сей раз в его руках – непогрешимый и, действительно, уважаемый Лев Шлосберг – первый лауреат «Премии Немцова». С этим политиком у жонглера есть шанс стяжать зрительский успех, слегка добавив «кислинки» в виде курской «принцессы» Ольги Ли. Правда, поговаривают, что «принцесса» эта в прошлом – дама «легкого поведения», но кого не впишешь в предвыборный список ради «пиара» и медийности, которая в таких делах никогда не бывает лишней. О старых цирковых конях можно и не вспоминать: они – всегда «в обойме». Зюганов с красной мордой, Жириновский, бьющий копытами на радость гоп-маргиналам – завсегдатаи нашей цирковой программы. Фашистские медведи в лице Володина, Поклонской, Аксенова и прочей животины – ясное дело: отработают как положено. Кто-то, возможно, и швырнет в них помидорами с галерки, но так и задумано по сценарию. Владелец шапито быстро выявит публику с овощами за пазухой и выведет ее на свежий воздух, после чего – не сомневайтесь – станет только интереснее. Выпустят мироновскую выхухоль, которая спляшет, и будет зрителям счастье.

В список выступающих записываются и малознакомые «зверушки». К примеру, материализовавшийся из Youtube блогер Мальцев – этакий саратовский полу-жирик с полным националистическим набором демагогических «скреп»: здесь вам и битва с «масонскими заговорщиками», и русско-имперские камлания, и борьба с «пи…рами». Сплошные любовь и ненависть – и все «в одном». Гремучая смесь, вонью своею победившая «дух либерального Парнаса», взорвавшаяся так, что даже задорно-комсомольский Илья Яшин зажал нос и выбежал из-за цирковых кулис. Обнуленный собственной пламенной страстью Михаил Касьянов, протаскивая через горнило съезда саратовского клоуна, решил то ли умножить «на ноль» собственную партию, то ли отдать ее с потрохами «ютубовскому» рейдеру-демагогу, окончательно слившись с политического поля со словами: «Если не получилось удержать Парнас – не доставайся же ты никому».

Это шапито, возведенное на руинах института выборов, разрушенного чекистами, зазывает зрителей огнями «гражданского долга». Увещевает, призывает, шипит на прохожих: «Какой же ты гражданин, если игнорируешь наше представление? Ой, Вань, гляди, какие карлики!..» Естественное отвращение, вызываемое участниками этого уродливого действа, тотчас перекручивается пропагандистами всех мастей, убеждающих в том, что «чистоплюям и слабакам здесь не место». Такой у нас суровый политический цирк. Политика – вообще «грязное дело». У нас только Путин – «белый, пушистый и рассудительный», а остальные – сплошь уроды из кунсткамеры имени Босха. Видите, как они ужасны и отвратительны? – и слава Босху, что у нас есть мудрый Владимир Владимирович, который в состоянии сдержать всю эту камарилью, что разбушуется аккурат к сентябрю. Взмоет под купол и забрызгает продуктами своих политических амбиций.

Плоды этого вырождения вызревали все 16 лет пребывания чекистов у власти. Они планомерно захватывали СМИ, превращая их в арену для ксенофобов и моральных извращенцев. Они умело «зачистили» личностное политическое поле, убив всех, кто мог составить более-менее здоровую конкуренцию. Они развели в стране такую вонищу, вывернув наизнанку само понятие морали, что уже и отъявленные демагоги-маргиналы многим представляются как «будущие спасители Отечества». И нет из этого замкнутого круга никакого выхода. А что вы хотели? Арена – она круглая, и законы циркового жанра внутри этого бесовского шатра вам отменить не под силу. А будете свистеть – пришлем к вам джигитов из кадыровской конюшни. Проскачут и, щелкнув хлыстами, наведут порядок на трибунах.

Принимать участие в подобном шоу – пусть даже в качестве зрителя – унизительно. Поэтому ответ на вопрос «идти или не идти» каждый дает себе сам. Конечно, если у вас есть некий запас душевной прочности – можете себе позволить поглазеть на сборище политических уродцев, оценив их ужимки и прыжки по достоинству. А если нет? Если критическая масса отвращения уже накопилась? Зазывалы говорят: «Уезжайте, и хватит портить нам праздник». Но почему-то порядочный человек, не замеченный в моральных извращениях, должен покидать этот вертеп исключительно за свой счет – в то время как за кулисами цирка деляги азартно подсчитывают свои барыши. Впрочем, не впервой. У нас была и первая волна эмиграции, с ее «философским пароходом», и вторая – диссидентская, и третья – «колбасная». Теперь вот – бегство по причине нежелания жить внутри босховской победы морального уродства над человеческим обликом.

Как и ожидалось, процесс растления подходит к логическому концу. Следом за ним на горизонте маячит лишь всероссийская ДНР с диким полем по всей площади догнивающей империи. Это прелестно, но «соскакивают» уже даже «свои». Вот сказал прощальное «адьё» Павел Астахов. Его долго не отпускали, потому что цена «соскока» у братвы довольно-таки высока. Несколько дней мурыжили «детского омбудсмена», вели переговоры, пока, наконец, ситуацию не разрулил сам «пахан». Вызвал чиновника «на ковер» и обозначил «цену вопроса». После чего, получив необходимое, махнул рукой: «Свободен». Наверное, Астахов счастлив. Выйдя из «дела» живым, он может праздновать свой второй день рождения. Впрочем, еще посмотрим: «гэбуха» – она такая, может отпустить лишь для того, чтобы потом легко и непринужденно убрать разомлевшего от счастья фигуранта.

А вот Михаил Прохоров заявил, что прощается со всеми своими российскими активами, выставляя на продажу родной «Онэксим». Исход олигарха, когда-то неплохо поработавшего в «оппозиционной» цирковой массовке – явный знак, предъявленный демонстративно, чтобы все увидели и «сделали надлежащие выводы». А выводы, по замыслу администрации, простые: «Вот и олигархи потянулись в Лондон. Осторожно, либеральная шарашка закрывается. Валите, пока не захлопнулась последняя форточка».

На этом фоне шелестит страницами драконовских законов никогда и никем не избираемая депутатша Яровая. А по ее наущению в Прокуратуру для дачи показаний вызываются работники сервильного «Эха Москвы» – по делу, возбужденному против ненавистного для режима политолога Андрея Пионтковского. Чем не знак «политическим шпагоглотателям», ошалевшим от внезапного окончания двойственного служения «и вашим – и нашим»?

Веер последних событий, обмахивающий нечистые рыльца политических тусовок, гонит первый ветерок скорых нехороших перемен. То ли двери нашего цирка плотно заколотят, то ли – подожгут вместе с труппой и зрителями. И в этой чудовищной интриге, больше напоминающей приглашение на казнь целой страны, застывают все, кто вольно или невольно вовлечен в процесс окончательного добивания России. Хлеба нет, и не будет. Нас ждет страшное зрелище. Бессмысленное и беспощадное. И лишь директор цирка в курсе, какое решение им принято. А может, и не в курсе, а лишь готовится «бросить монетку».

Александр Сотник