Стали известны основные пути вывода капитала из банков, объявленных неплатежеспособными. Речь идет о пяти различных схемах, через которые банковская система, вкладчики и бюджет государства потеряли около 50 млрд гривен. Активной позиции по возврату этих денег в страну или пострадавшим гражданам пока что нет ни у самой Украины, ни у основных международных партнеров государства.
Согласно документам Фонда гарантирования вкладов, имеющимся в распоряжении Forbes, в финансовой системе Украины выделяются пять проблем, связанных с действиями некоторых акционеров и руководителей банков, и приведших к банкротству финансовых учреждений. Эксперты Forbes напрямую связывают эти проблемы со схемами по организации в том числе псевдобанкротства банка, с выводом денег в пользу собственников и топ-менеджмента.
Все на выход
На первом месте – вывод средств через размещение их на корреспондентских счетах в иностранных банках.
Напомним, требование к хранению валюты стран первого уровня (долларов и евро) на корсчетах в банках стран первого уровня устанавливает сам Национальный банк Украины. Однако во время псевдобанкротства украинского банка средства, размещенные на корсчете в ЕС, списываются под разными предлогами.
Это учреждение уже участвовало в расследованиях, связанных с финансовыми рынками, в том числе в Австрии.
Сам Юлиус Майнл, гражданин Великобритании, в интервью британской The Telegraph рассказал, что он, по его же собственному мнению, является «наиболее ненавидимым человеком в Австрии», но ведет борьбу за восстановление честного имени своей семьи – одной из австрийских династий, сделавших состояние на торговле кофе. Несколько лет назад в Австрии он был арестован и освобожден под рекордный залог – 100 млн евро. Также его банк был участником финансовых расследований в России и Прибалтике.
На вопросы Forbes о том, работает ли банк в Украине, в австрийском офисе ответили отрицательно. В то же время банк проводит семинары по офшорам для украинцев и является фигурантом дел по выводу средств из банков «Таврика» и «Киевская Русь». Хотя Юлиус Майнл называет себя «наиболее ненавидимым человеком в Австрии», от имени его банка Австрия популяризируется среди украинцев как «тихая гавань» для капитала.
В СБУ, МВД и других силовых структурах на вопрос о том, каким образом подобная схема стала возможной, посоветовали обратиться в НБУ. В Национальном банке Украины Forbes объяснили, что так как речь идет о неплатежеспособных банках, то говорить нужно с ФГВ. Который, в свою очередь, назвал еще несколько учреждений, специализирующихся на размещении средств украинских банков на корсчетах, с последующим списанием в пользу офшорных юрисдикций. Это – Bank Frick and CO AG (Лихтенштейн), East-West United Bank (Люксембург) и Winter&Co (Австрия). Через них и Bank Meinl AG было выведено, согласно данным ФГВ, $746,5 млн и 52,9 млн евро.
У схемы с европейскими банками есть и свои конкуренты.
На втором месте в списке ФГВ – отчуждение активов банка по заниженной цене. Благодаря такому преступному содействию (среди прочего, оценщиков, помогающих «правильно» оценить имущество) украинская банковская система, а вместе с ней – вкладчики-граждане и предприятия, потеряли более 4,89 млрд гривен. В том числе эта схема упоминается в связи с Украинским профессиональным банком. В некоторых случаях имущество просто продается по заниженной стоимости. Допустим, для вывода капитала Имэксбанк организовал продажу своего автопарка из 41 транспортного средства по общей цене в 429 000 гривен – по 10 000 гривен за автомобиль.
На третьем месте – выведение имущества из-под залога. Здесь речь идет об убытках в 12,58 млрд гривен.
Четвертое место занимает схема с переуступкой прав требования по кредитам. В том числе в этой схеме задействованы финансовые и факторинговые компании, за которые отвечает финансовый регулятор – Нацкомфинуслуг. Благодаря халатности госорганов и схеме с правами требования банковская система потеряла еще 12,43 млрд гривен.
На пятом месте, с ущербом в 5,58 млрд гривен – нецелевое использование кредитных средств. Кроме УПБ и Имэксбанка, в документах ФГВ упоминаются БГ Банк, Еврогазбанк, и также Citycommercebank, о котором уже писал Forbes. В отношении некоторых из упомянутых банков возбуждены уголовные дела.
Почему подобные схемы процветают в Украине? Глава компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец считает, что речь идет о «политике регулятора в отношении украинских банков; цель – спасти средства акционеров любыми способами, и скорее всего, не безвозмездно». Он допускает, что поскольку в описанных схемах задействованы представители разных структур, в том числе провластных (иначе НБУ, Нацфинуслуг и Финмониторинг давно бы закрыли схемы), то сама информация оказывается в открытом доступе по просьбам посредников и конкурентов. «Когда схема закрывается или становится публичной, подобные услуги сразу дорожают», – констатирует Кравец.
В интервью Forbes Владимир Антонов, бывший владелец украинского CitycommerceBank, в прошлом – один из богатейших людей России и Прибалтики, называл свою версию, конкурирующую с описанными выше схемами. «Украинским банкам довольно сложно открыть корреспондентские счета в западных банках. Если Meinl был активен, то, естественно, все толпой туда пошли. Так же, как в «Райффайзен». Почему «Райффайзен» – номер один по корреспондентским счетам для бывшего СССР? Потому что он открывает эти счета, а остальные – не открывают», – пояснил Антонов. Вопрос только в том, что название «Райффайзен» не всплывает в связи с расследованиями по выводу денег, тогда как имена Meinl и Frick – у всех на слуху.
Чужая страна
На данный момент активной позиции по возврату средств украинцев, выведенных за рубеж, нет ни в Украине, ни у международных партнеров.
C вопросом о борьбе с такими схемами Forbes обратился в Центр противодействия коррупции, который был известен замораживанием счетов семьи Клюевых в Австрии, и деятельность которого поддерживается посольством США в Украине. На вопрос о текущих коррупционных схемах по выводу денег из страны руководитель центра Дарья Каленюк объяснила, что экспертов, которые специализируются на проблеме банков, просто нет в их структуре.
Президент Европарламента Мартин Шульц на вопрос Forbes о том, когда изменится сама Европа и перестанет ли участвовать в преступных финансовых потоках из таких развивающихся государств, как Украина, ответил: «Я не располагаю глубокими данными о том, какие «грязные» деньги идут через европейские банки. Но, тем не менее, думаю, что финансовые отношения между Украиной и ЕС отвечают интересам обеих сторон».
В свою очередь, Национальный банк Украины рассказал Forbes, что направил письма украинским банкам, имеющим остатки на корсчетах в вышеупомянутых иностранных банках, организовал встречи с руководителями отдельных банков, аудиторскими компаниями, которые проводили аудит финотчетности. В письмах и на встречах была объявлена позиция регулятора о недопустимости использования схем по выводу капитала из страны. Также НБУ и ФГВ пытаются вести переговоры с регуляторами Австрии, Лихтенштейна и Люксембурга. Пока что результаты этих переговоров не разглашаются.
forbes.net.ua