Брак с деспотом гарантирует женщине две вещи: экстравагантный образ жизни и хрупкую репутацию.
В глазах общественности многие из этих жен заслуживают осуждения. Помимо собственных сомнительных поступков, они находятся рядом с мужчинами, которые отвергают демократию, рушат экономику своих стран, убивают и изгоняют своих политических противников.
Кто может винить жертв этих тиранов за то, что они их ненавидят? Но стоит задать себе вопрос: не возлагается ли на них такая вина лишь потому, что они женщины?
Вероятно, самая ненавистная женщина Африки – жена недавно отстраненного от власти лидера Зимбабве Грейс Мугабе. Ее муж пожинал плоды 37-летнего авторитарного правления, но, наконец, оказался не у дел, когда решил сделать ее своей преемницей – влиятельные представители командования не могли этого принять.
У многих зимбабвийцев есть претензии к наследию Роберта Мугабе, но они по-прежнему уважают его участие в борьбе за независимость страны. И поэтому Грейс широко обвиняют в «развращении» мужа.
Доктор Элис Эванс, преподаватель кафедры международного развития Королевского колледжа Лондона, предполагает, что это типичный случай смещения акцентов - люди ищут доказательства в подтверждение уже существующим убеждениям. «Речь идет о сохранении наших идеологий, - говорит она. - Если мы считаем Мугабе героем, тогда вся информация, которую мы получаем, должна соответствовать этой точке зрения. Даже если мы узнаем о его проступках, то пытаемся обвинить в этом кого-то еще, чтобы сохранить идеал».
Грейс Мугабе – противоречивая личность. У нее был роман с президентом, пока его популярная в народе первая жена, Салли Хайфрон, была неизлечимо больна. Позже она публично оскорбила высокопоставленных политиков и была уличена в избиении как в Гонконге, так и в Южной Африке.
Претензии к Грейс Мугабе не сравнимы с репутацией бывшей первой леди Кот-д'Ивуара Симоны Гбагбо, которая якобы лично командовала эскадронами смерти в 2010 году, когда ее муж отказался признать свое поражение на выборах.
Прозвище Грейс Мугабе, «Гуччи Грейс», подчеркивает ее страсть к дорогим вещам. Это еще один стереотип – первая леди-транжира – и, к сожалению, басни о растратах жен больше въедаются в память, чем жестокость мужчин, дававших им на это деньги.
Мы помним, что у Имельды Маркос, бывшей первой леди Филиппин, было 1000 пар обуви. Мы можем забыть, почему это так возмутительно, - в 1986 году, когда Фердинанд Маркос был свергнут, многие филиппинцы жили в крайней нищете.
Елена Чаушеску, чей муж Николае Чаушеску держал Румынию в ежовых рукавицах с 1965 по 1989 год, была известна своей страстью к мехам. Лисы, леопарды, зебры, ягуары и тигры… рог изобилия из всевозможных шкурок.
Почему же внимание народа привлекал ее роскошный гардероб? Да, неприлично щеголять в норке и шпильках, пока твои соотечественники голодают. Но доктор Эванс отмечает, что это наглядное подтверждение дурных поступков – более заметное, например, чем махинации партийных чиновников или тайной полиции.
По католическим канонам Мария, мать Иисуса, выступает в качестве заступницы - посредницы между Богом и человечеством. Верующие надеются, что ее вмешательство спасет их души. На жен автократов мы возлагаем те же надежды – а когда они не оправдываются, обвиняем посредниц.