"Шпион, выйди вон!" - Леонид Швец

"Шпион, выйди вон!" - Леонид Швец

Мы, конечно, все выдающиеся знатоки загадочного и манящего мира, где действуют рыцари плаща и кинжала. Экспертный уровень определяется количеством просмотренных фильмов и прочитанных книг о шпионах. И тут не так много иронии, как может показаться на первый взгляд: соответствующие художественные произведения действительно развивают логическое мышление и дают некоторое нелишнее представление о зыбкой реальности, с которой приходится иметь дело профессионалам разведки и контрразведки.

В общем, простые граждане не такие уж и «чайники», когда приходится оценивать какие-то операции спецслужб. Ведь даже элементарный здравый смысл позволяет делать некоторые выводы, при этом, конечно, постоянно подчеркивая, что эти выводы дилетантские и по определению основаны на неполной, а то и вовсе искаженной информации.

Если правда все то, что рассказывают об операции, в результате которой предполагалось похитить три десятка людей, виновных в военных преступлениях на Донбассе, можно только восхититься тем уровнем, на который вышли наши спецслужбы. Лихость вполне моссадовская. Поражает не только готовность на борту иностранного самолета в собственном аэропорту задержать большую группу граждан, причем, в основном, граждан другой страны, но и способность выманить их из России. Ведь российские наемники работают под плотным колпаком собственных спецслужб, и не могло остаться незамеченным, что большая группа «диких гусей» вдруг встала на крыло. Как ни крути, просто сказочно дерзко. И слово «сказочно» содержит не только восторг, но и элементы разумного сомнения: не слишком ли это слишком?

Когда идет речь о том, что кто-то нехороший слил информацию о замысле украинских мастеров спецопераций врагу, у дилетанта, начитавшегося шпионских книжек, возникает вопрос, почему число заподозренных сводится только к тем, кто был на совещании у президента. Имеет же смысл проверить всех, кто был причастен к разработке и организации предприятия, потечь могло откуда угодно, нам ли, наученным горьким опытом 2014-го, этого не знать. Кстати, и не обязательна сознательное сотрудничество с противником, у того имеются и технические возможности тайно добывать нужные данные, в кино такое показывают.

А еще в кино самым драматическим моментом было бы, конечно, сообщение группе наемников о том, что ей придется задержаться в Минске на несколько дней. Местное КГБ по понятным причинам с некоторых пор особенно бдит, и вдруг отказавшаяся лететь большая группа мужчин, в которых легко угадываются военные, должна была броситься в глаза, как радужные флаги ЛГБТ на митинге в поддержку Лукашенко. Пробить кто это и откуда – дело техники и взаимодействия с братским ФСБ. Да и сами наемники, недовольные задержкой, могли сделать несколько обеспокоенных звонков бывшим кураторам. В общем, в таком сценарии теория о предателе в своих рядах даже лишняя.

Но что особенно вызывает недоумение у любителей шпионского жанра, так это обсуждение деятельности украинских спецслужб едва ли не в режиме реального времени. Как-то принято считать, что секреты успехов и провалов в этой сфере либо никогда не всплывают на поверхность, либо происходит это спустя многие годы, когда уже нельзя навредить ни участникам, ни национальной безопасности. У нас же в условиях войны идет едва не всенародное голосование, вроде того, что проходит в рамках проекта «Украина має таланти», и гражданам предлагается обсудить, кто правее, Василий Бурба, бывший глава Главного разведывательного управления Министерства обороны, или президент Владимир Зеленский, убравший его с должности после всей этой минской истории.

И уже не так важно, была ли эта история такой, как рассказывают, или все обстояло как-то иначе. Хотя, конечно, тоже важно. Но если кто-то ставил целью подчеркнуть или углубить сомнение в эффективности украинских спецслужб и вменяемости политического руководства, эта цель была достигнута. И оснований для этого вывода, очевидного даже последнему «чайнику», которому ничего не говорит имя Джона ле Карре или Юрия Бутусова, больше, чем достаточно. Украину больно щелкнули по носу. Или все-таки она сама?

Леонид Швец