"Синдром Зеленого Карлика" - Аркадий Бабченко

В одна тысяча девятьсот девяносто первом году во Вселенной под названием «Ах, какую страну просрали» произошел Большой Взрыв. Социалистическое вещество сколлапсировало и превратилось в Одно Большое Нихера, заполнив собой пространство в виде элементарных атомов, разлетевшихся по всем направлениям молекулами руин военных городков и секретных НИИ.
Подчиняясь закону притяжения, эти атомы начали концентрироваться в точках гравитации, порождая первые звезды — Красных Гигантов — выросшие на осколках вещества бывших заводов, шахт и свиноферм.
Красные Гиганты были большие, пузатые, толстые, впитали в себя оооочень много постсоветского вещества, горели ярко, весело, но недолго.

Кто в лихую эпоху Послевзрывья быстренько — не без помощи звезд конкурентов — сколапсировал в черную дыру, кто, растеряв все вещество, стал коричневым карликом, и ушел с политического небосклона, кто слился с другими, образовав двойные и тройные звездные системы и даже целые галактики, а кто оказался в нужном месте в нужное время и стал сверхновой, распылив по пространственно-временному континууму свое вещество в виде планетарной туманности, и разбросав по окрестностям все свои атомы золота.
На этом жизнь большинства Красных Гигантов закончилась.
И только единицам из них удалось зайти на второй круг.
Давайте одну из них для наглядности назовем, например, Коломойский.

Звезда Коломойский, бывший Красный Гигантище, в 2014-м словившая своей момент славы и засиявшая на политическом небосклоне Украины ярчайшей Сверхновой, за пяток лет растеряла все свое вещество и, как и остальные, стала бы малозаметным Коричневым Карликом с почти нулевой светимостью где-нибудь в Южном полушарии, медленно проползая по зодиаку в районе Израиля, или, если бы уж совсем не повезло, то просто тихо погасла бы где-нибудь в камере округа Денвер, штат Колорадо.
Если бы не одно но.
Скинутая ей планетарная туманность успела образоваться в новый протопланетный диск.
Назовем его дня наглядности, ну, скажем, «Квартал 95 дробь Слуга Народа».

Под действием внешней Темной Энергии — ну, как темной, любой астроном в мире преотлично знает, чья это была энергия — и Темной Материи — ну, тоже, как тёмной… Весь мир теперь, благодаря недавним открытиям обсерватории «Пандора Пейперс», расположенной на Вирджинских Офшорных Островах, знает, и чья это была материя — диск «Слуга народа» раскручивался раскручивался, и через три года в его центре, по всем законам физики, вспыхнула новая звезда второго поколения.

Звезда удалась на славу. Диск раскручивали не на страх, а на совесть, сверхновая Коломойский свои атомы золота раскидала по пространству не абы как, а конкретно в одной точке пояса астероидов «Слуги народа», в серии про МВФ и Майдан, этот блеск притянул семьдесят три процента элементарных частиц, и засветила новая звездулька так, как, пожалуй, еще никто не светил. Разгромная победа в первом туре, оглушающая победа на парламентских, безоговорочное монобольшинство, слава и фантастический кредит доверия.
Тем более, что, в отличие от красных гигантов предыдущего поколения, которые прожигали атомы, оставшиеся от большого взрыва предыдущей вселенной, эта звезда и топлива-то особо не требовала — работала лишь на тщеславии, лайках под видосиками, нарциссихзме и бурных оплесках.
Дачу, говорит, детям отдам. Сам, говорит, на велосипед пересяду.
Назовем эту звездульку, ну, скажем, Голобородько.

В общем, получилась вполне себе стандартная звезда Главной Последовательности, светить бы ей положенные пять миллиардов зачеркнуто просто лет, и затем спокойно уйти на пенсию или даже на второй срок. Одна только беда.
Звезда с самого начала страдала неизлечимым синдромом Зеленого Карлика.

Чтобы этого не было заметно, Голобородько делала все — снимала селфи, записывала видосики, выкладывала статусы, как распрощалась со вчерашним ужином, принимала антиолигархические законы, начинала великое будивнитсво своей планетарной системы, рассказывала про космодромы и вообще всячески надувала свои внешние слои, корону и фотосферу.
Фотосферу особенно.
Для этого был даже нанят специальный планетоземаль.
Назовем его, например, Мендель.

Планетоземаль Мендель, вращаясь вокруг Голобородько, его фотосферу всячески холил и лелеял, гладил по шерстке и купал в теплой ванной, но все равно не свезло. В какой-то момент Голобородько начал стремительно терять свою массу с 73 процентов до 26, гравитационного притяжения уже не хватило и Мендель унесло куда-то в открытый космос за пределы гелиосферы Голобородько.
Откуда она посылает слабые радиосигналы где-то на задворках Вселенной Журналистики, но это уже никому не интересно.

Чтобы удержать массу и термоядерный синтез на уровне, достаточном, чтобы производить водород в золото без коллапса в Ростове, звезда Голобородько даже пыталась стать двойной звездной системой. Сначала Голобородько-Богдан, потом Голобородько-Ермак. Но и тут в обоих случаях не свезло.
В первом Голобородько поглотил Богдана, не понимавшего, чтор Самой Величайшей Звезде Своременности не надо шептать на ушко под камеры, не выдерживают звезды такого фамильярства, во втором Ермак оказался мерзким пульсаром с огромной массой, и его гравитация сама начала поглощать корону Голобородько.
До такой степени, что стало уже совершенно непонятно, кто в этой двойной звездной системе главный и чье сияние больше.

По мере выгорания водорода в ядре, нуклеосинтез гелия распространяется на ещё богатые водородом области звезды, образуя сферический слой на границе бедных и богатых водородом областей. Звезда при этом «раздувается», увеличивая свой диаметр до размеров земной орбиты. Зона нуклеосинтеза гелия поднимается к поверхности звезды: доля массы внутри этой зоны составляет ~70 % массы звезды. «Раздувание» сопровождается достаточно интенсивным истечением вещества с поверхности звезды.
Это Википедия, между прочим. Семьдесят процентов, говорит, рейтинга находится в фотосфере. Уносит, говорит, фотосферу в космос-то, вишь ты беда какая, говорит. Вместе с рейтингом.
Ах, эта чертова магия цифр.

В итоге обычная звезда главной последовательности Голобородько все свои семьдесят процентов растеряла всего за два года. И осталось одно только маленькое тускленькое ядрышко.
Зеленый Карлик.

Согласно расчётам, из-за постепенного остывания радиус типичного карлика может сократиться на несколько сотен километров в первый миллион лет его существования. В 2017 году астрофизики впервые в мире документально обнаружили молодой белый карлик, очень быстро уменьшающий радиус.
Наш карлик радиус уменьшает не по миллионам лет, а по дням.
От него, с субсветовой скоростью, отваливаются даже такие объекты, как Разумков, доктор Комаровский и блуждающая невсратая комета Бацман-Гордона.
Улетели куда-то в пространство, даже ручкой не помахали. Порошенко, говорят, и то лучше был. Лохи мы, говорят.
Л.О.Х — Lagrange Orbital Hueputalo.

Скинув семьдесят три процента своей гравитации, Зеленый Карлик остался мал, слаб и беспомощен. Никогда уже не вспыхнуть ему красивой толстой Сверхновой. Не стать большим пузатым Красным Гигантом. Не превратиться в засасывающую золото Черную Дыру. Радиус Шварцшильда маловат. Предел Чандрасикара не дотягивает.
Догорит наш Карлик до обычной головешки, тихо погаснет и выкинет его с Украинского Сверхскопления Галактик куда-нибудь в скучный Ростовский Войт. Где нет ничего, кроме темноты, Гипермассивной Черной Дыры Путин посередине, и бесконечного пространства безнадеги и тоски. Миллиарды световых лет без аплодисментов…
Жуткая, жуткая смерть для звездульки.

Хотелось бы мне, дети, чтобы эта сказка закончилась каким-нибудь красивым радостным фейерверком, но нет. Финал её скучен и уныл. Зеленый Карлик теряет весь свой рейтинг и просто тупо гаснет.
А жители планетария выбирают себе новый.
Надеюсь, это будет не Апостол Мунтян.
Но тут уж все зависит от них.
Вот такая политастрономия.
Ваш Дед Звездочет.

В рамках проекта «Журналистика без посредников».