Помните, я в последнее время несколько раз упоминал о том, моя семья взята полицией Кипра под охрану. Реагировала публика на это по-разному. Кто-то обеспокоено спрашивал в личке «что случилось?». Кто-то весело писал: «Успокойся, кому ты нужен…»
В паблик эту тему я выносить был не готов, это было бы небезопасно не только для меня, но и для людей, которые мне доверились.
Но вот сегодня так получилось, что мне в руки попали два документа, которые я могу опубликовать, не опасаясь ни для кого последствий. Просто потому, что эти документы уже не являются секретом и были обнародованы в ходе публичного судебного дела, здесь на Кипре.
Итак, в чем суть журналистского расследования, что я сейчас веду.
Прежде всего прошу ознакомиться вас вот с этими двумя письмами. Хочу еще раз подчеркнуть, что это не какие-то самопальные скриншоты, а официальные документы, подлинность которых была подтверждена в ходе судебного дела здесь, на Кипре (номер судебного дела 589/2018). Эти письма были мне официально переданы юридической конторой, которая вела это дело и мне было дано разрешение на их публикацию (хотя это излишне, документы имеют публичный статус).
Как несложно увидеть, речь в письмах идет о контрактах на военные поставки продовольствия для российской армии в Сирии и даже имеются инвойсы конкретных поставок.
Теперь, полагаю, вопросов, почему полиция Кипра взяла мою семью под охрану у вас уже не возникнет. Угрозы, которые я получал из России в связи с этим расследованием, были достаточно серьезны для того, чтобы даже медлительная кипрская полиция отреагировала.
Далее. Как несложно увидеть, продовольствие для Российского контингента в Сирии … поставляется – Тыдымс! – ИЗ УКРАИНЫ.
Уже интересно – не правда ли! Война войной, а бабло – баблом!
Схема простая. Для беспошлинного вывоза продовольствия из Украины оформляется контракт с кипрской фирмой (с Кипром торговля у Украины беспошлинная). Но на Кипр это продовольствие физически не попадает, а отправляется прямиком в Сирию, уже от имени той самой кипрской фирмы.
«А куда смотрит посольство Украины на Кипре?» - спросите вы. – «Ведь они должны как-то контролировать такие вещи». Вот честно, за всё посольство Украины не скажу, но у меня есть веские основания считать, что отдельные сотрудники украинского МИД не только смотрят на эти поставки сквозь пальцы, но и имеют в них определенный финансовый интерес.
На этом украинскую тему пока завершим, но обязательно вернемся к ней в следующих публикациях.
Далее, кто следит за моими публикациями, возможно обратил внимание на то, что фамилия посредника в этой схеме – Борис Демаш, совпадает с фамилией фигуранта другой моей статьи «Журналист на доверии», которую я опубликовал несколько месяцев назад.
Совпадение не случайно. Это один и тот же человек.
Теперь вопрос, каким образом человек, снабжающий продовольствием российские войска в Сирии, вдруг оказался в роли «оппозиционного журналиста»?
Я думаю, не надо объяснять, что никакого «оппозиционера» в такую тонкую и сверхсекретную военную сферу деятельности ни за что бы не допустили. Даже просто стороннего «бизнесмена» не допустили бы. Реальным владельцем такого бизнеса может быть только человек из высоких кремлевских сфер, с большими погонами. А уж в роли номинального владельца (в нашем случае – Бориса Демаша) мог быть только свой, многократно проверенный человек из «системы», уже заслуживший глубокое доверие.
И вот такой человек год назад внезапно появляется в оппозиционной тусовке в роли «оппозиционого журналиста». Вы верите в такую трансформацию? Я думаю, ответ очевиден.
Тем не менее он закрепляется в этой тусовке, если не в качестве журналиста, то в качестве «спонсора», который организует финансовую поддержку некоторым известным оппозиционным блогерам. Условия финансирования вполне приемлемые: всего лишь периодически поднимать темы, которые укажут, и в том ключе, как подскажут. Разумеется, строго оппозиционные темы и в строго оппозиционном ключе. Так что совесть грантополучателя абсолютно чиста.
На случай, если кто-то совестливый поинтересуется, а откуда, дескать, бабло, есть вполне разумные объяснения, в которые очень легко поверить, если поверить хочется.
Сейчас возвращаясь к фактам, описанным в статье «Журналист на доверии», я понимаю уже гораздо больше, чем понимал в момент ее написания.
Пожалуй, изначально планы внедрения в оппозиционную тусовку у московских руководителей Бориса Демаша были намного шире и амбициознее.
И визит Бориса Демаша к Михаилу Ходорковскому, и поездка на Форум свободной России, которые я описал в статье, были частью этого плана. Планировалось видимо, используя украденные у меня документы, войти в доверие и внедрится на самом высоком уровне. А я, какая неожиданность, успел среагировать и обломать все эти грандиозные планы.
Но кое-что у них все же получилось. Сейчас по моим прикидкам, в цепочках, контролируемых Борисом Демашем, задействовано около полутора десятков весьма известных оппозиционных блогеров и видеоблогеров. Но далеко не все из них сидят на «финансировании». Кто-то публикует нужные материалы просто с подачи друзей, которые «подкинули интересную темку». Кого-то из сидящих на финансировании используют «втемную», и они реально не понимают, что происходит.
Тем не менее, у меня есть очень веские основания считать, что по крайней мере три человека четко осознают, что отрабатывают кремлевские деньги, но утешают себя тем, что «я не делаю ничего плохого, а если меня попросят сделать что-то неприемлемое, то я откажусь». Есть и те, кто понимает, что дело нечистое, но старательно делает вид (в том числе и перед сами собой), что все нормально.
На этом пока закончу. То, что я кратенько изложил выше, это лишь 5% имеющейся у меня фактуры. Так что продолжение следует.
Постскриптум. По просьбе юристов, предоставивших мне документы, адреса и имена некоторых фигурантов затерты. Однако если кто-то из украинских коллег-журналистов возьмется расследовать эти цепочки с украинской стороны, все имена явки и пароли будут им предоставлены.