Сразу начнем с развенчивания российских мифов о стойкой линии обороны на реке Оскол. Ее нет и не было. ВС РФ пытались соорудить что-то похожее на оборону, но из-за низкой координации действий, малого числа сил и быстрого продвижения ВСУ ничего не получилось.
Оккупированные территории в Харьковской области полностью освобождены от ВС РФ. На них идут зачистки от мелких отрядов РФ, не успевших отступить или не знавших об отступлении.
От обороны северной части Луганской области ВС РФ вынуждены были отказаться через несколько часов после отступления из Купянска. При этом часть подразделений получили приказы выдвигаться в села севернее Сватово. Через пару часов приказ был отменен. Но, как минимум один мотострелковый батальон из этого района отозвать потом не смогли. О судьбе больше 300 российских военных, среди которых есть и срочники, ничего не известно. Связи с ними нет уже двое суток.
Украинские моторизованные подразделения, разведка и ДРГ на сегодняшний день продвинулись значительно восточнее Старобельска, на отдельных участках они находятся в непосредственной близости от границы с РФ. Можно предположить, что в ближайшие дни, как мы уже писали в конце прошлой недели, пойдут официальные сообщения об освобождении Сватово, Старобельска и других населенных пунктов севера Луганской области. Украинские подразделения, усиленные военной полицией, будут зачищать территорию от остатков российских подразделений, которые не смогли отступить, не получили никаких приказов или просто заблудились. Общее число «окруженцев», как их называют в российских штабах может составить от 4 до 6 тысяч человек. Действия этих отрядов никто не координирует, они предоставлены самим себе и ВСУ.
Такой участи избежали те подразделения, которые ушли на юго-восток в сторону Попасной, Алчевска и Луганска. ВС РФ, Росгвардия, НМ ЛДНР и ЧВК продолжают концентрироваться за условной линией Донецк-Горловка-Алчевск-Луганск. Туда же подвозят подкрепления из Ростовской области, которые успели свезти из Центрального военного округа. Это сборные подразделения, наскоро собранные с мест постоянной дислокации. Среди вновь прибывших много солдат срочной службы, отказников, которых смогли запугать и заставить поехать в Украину, а также военнослужащих, занимавшихся в своих частях хозяйственной работой.
«Там сейчас Кужугетыч будет врать, что все в порядке. Так вот пусть прочитает, пусть побольше народу знает, что сухопутной армии РФ — п..да. Ее нет. Осталась кочерыга, которую с хрустом сожрут укры», — говорит российский старший офицер, заставший начало украинского наступления в Изюме, а сейчас находящийся в Луганской области.
Среди офицеров преобладают сейчас именно такие настроения, в сочетании с желанием наказать виновных в Москве.
Второе по популярности среди офицеров настроение — мрачная готовность упереться на оставшейся под контролем территории ЛНР и ДНР и стоять там до конца.
Хотим сразу успокоить тех, кто верит в военный переворот в России и надеется, что разбитая армия пойдет на Москву. Это невозможный сценарий, поскольку ворчание и злость большинства военных сразу же затихают, когда речь заходит о взятых кредитах, ипотеках и неустроенной гражданской жизни. Кроме того, за офицерами не пойдут солдаты, которые просто не понимают, что происходит. В армии нет лидеров, способных организовать что-то серьезное, нет командиров с репутацией, выходящей за пределы взвода или роты.
Запорожье
По сообщениям с мест, между Мелитополем, Бердянском и Токмаком во все стороны сразу хаотически перемещаются малые группы российских военных и колонны с подкреплением.
«Штабу мерещятся ДРГ везде, солдатам на блокпостах тоже. Постоянно поступают доклады, что там и вон там замечены украинская техника и пехота. Мы тут мотаемся двое суток по всей области без толку», — говорит командир одной из мобильных групп ВС РФ.
«Никто ничего не знает, никто ничего не понимает. Ощущение, что скоро и нас нахлобучат», — говорит другой российский офицер, находящийся в Мелитополе.
Херсонская область
Вчера мы сообщили, что Херсонская группировка ВС РФ ведет переговоры с командованием ВСУ “Юг” о сдаче. Сегодня это официально подтвердила официальный представитель командования “Юг”, Наталья Гуменюк.
По информации с мест, многие опытные командиры российских подразделений отказываются выполнять приказы командования и генштаба (от которого их нет, кроме как оставаться на позициях).
«Договорились с соседями (соседними подразделениями), что будем действовать самостоятельно, налаживаем координацию. Кроме нас самих мы никому не нужны. Будем действовать по обстановке. Тут выбор то простой. Либо выходим, либо сдаемся. В обоих случаях Крыму — п..дец. Будут опять сидеть без света, воды и под обстрелами еще», — говорит командир одного из российских подразделений, находящийся в Херсонской области.