В мире разгорается скандал вокруг японской компании Kobe Steel, векового промышленного гиганта, который признал, что занимался фальсификацией данных о продуктах, проданных ведущим клиентам, таким как Boeing и Toyota.
В нем говорится, что в результате фальсификаций могут пострадать 500 компаний, в том числе производители знаменитого поезда-пули в самой Японии.
Что же случилось?
По сути, сотрудники Kobe подделывали отчеты, чтобы они выглядели так, как если бы продукты соответствовали спецификациям, запрошенным клиентами, когда на самом деле они этого они этим спецификациям не соответствовали.
Скандал первоначально касался медных и алюминиевых деталей, но также распространился на стальные изделия. Это вызвало сомнения в отношении тысяч тонн изделий, отправленного в течение более 10 лет.
Для алюминиевых и медных деталей были даны ложные данные об их прочности и долговечности.
Скандал вокруг Kobe Steel с новой силой вызвал к жизни опасения в том, что Япония рискует проиграть глобальную конкурентную гонку, на фоне того, как другие азиатские экономики, включая Китай, шаг за шагом, планомерно поднимают планку своих стандартов качества и надежности. Об этом идет речь в публикации издания Japantoday
«Сделано в Японии» – падение бренда
Благодаря некогда превознесенной системой кейрецу, основанной на доверии между производителями и поставщиками, товары Made in Japan стали символом промышленного качества и надежности. За последние годы их репутация разрушилась. Kobe Steel – это всего лишь новейший пример из серии корпоративных скандалов, связанных с фальсификацией данных и другими способами обмана. Японские производители не соблюдают современные стандарты соответствия, поскольку они сталкиваются с сокращением внутреннего рынка и ростом глобальной конкуренции. Поскольку акцент сместился на рыночные механизмы, а не на удобные связи, японцам пришлось конкурировать по цене и расширять свою клиентскую базу.
Система кейрецу была основой местного автопрома. Но рынок стал более жестким, и автомобилестроители теперь вкладывают меньше денег в своих поставщиков и тратят не так много времени на проверку того, что производят заводы этих же поставщиков. Кроме того, экономика Японии увязла в дефляции, население сократилось, а давление со стороны азиатских соседей возросло.
Список изготовителей-преступников длинный и растет. Nissan пришлось отозвать каждый новый автомобиль, который компания продала в Японии за последние три года после того, как выяснилось, что он фальсифицировал проверку безопасности. Suzuki и Mitsubishi столкнулись со скандалами вокруг испытаний на экономичность топлива, были допущены просчеты ныне банкротом Takata, выпускавшим подушки безопасности, Toyo и Asahi.
В течение последних 15 лет правила стали более строгими, но многие японские компании продолжали придерживаться практики, распространенной в прошлом, говорит адвокат, который принял участие в аудите Olympus Corp после бухгалтерского скандала в 2011 году. Япония рискует проиграть, так как другие азиатские экономики, включая Китай, постепенно повышают свои стандарты качества и надежности, сказал профессор Томас Кларк, эксперт по корпоративному управлению из Сиднея.
Компании должны делать больше, чтобы развить культуру, в которой рабочие могут забить тревогу и сказать “нет” своим начальникам. Больше внимания должно быть уделено членам советов директоров, говорит Син Усидзима, президент Японской сети корпоративного управления, отмечая тенденцию к тому, что компании стремятся чрезмерно полагаться на назначение внешних управленцев, которые не являются действительно независимыми.