Сколько дивизий у Вселенского патриарха

Сколько дивизий у Вселенского патриарха

Надменная Москва даже на Константинопольского патриарха умудряется смотреть сверху вниз в духе ёрнического вопроса Сталина: «Сколько дивизий у Папы Римского?». Синод РПЦ, а затем митрополит Волоколамский Илларион, обозвали прибытие в Украину двух экзархов Вселенского патриарха Варфоломея «антиканоничным» вторжением на ее «каноничную территорию» и угрожают разорвать «дипотношения» с Константинополем, если там признают автокефалию Украинской церкви. В РФ даже заговорили о том, что Фанар начал «военные действия против канонической украинской церкви», и даже намекнули на репрессии в отношении «раскольников» на местах. Осталось еще припугнуть ударом военно-космических сил РФ, исходя из того, что у патриарха Варфоломея есть лишь одна дивизия архангелов.

Взгляд истинно православных строителей коммунизма из Москвы на всех окружающих, как на людей второсортных, не изменился, но это впервые, когда они позволяют себе такое брутальное обращение к главе зарубежной и, подчеркнем, православной церкви. Раньше так хамили только в адрес Папы Римского, по причине «отсутствия у него дивизий». В чем причина?

Фантомные боли кремлевского режима

В РПЦ, как церковно-духовном управлении ФСБ/КГБ, не скрывают: причина в выходе из их подчинения православных Украины, и предстоящем официальном оформлении этого выхода на международном церковном уровне со всей его спецификой. Для нормального человека, верующего или атеиста, логичен вопрос: ну и что тут ужасного? Национальные церкви в католической Европе, англиканская, галиканская и так далее, стали оформляться еще в XVI в., и там этот процесс завершился 400 лет назад. У мусульман такой проблемы вообще никогда не было, за исключением первых ста лет их истории. Нет этой проблемы у буддистов, и у иудеев. Протестанты тоже разобрались с ней за сто лет, как и мусульмане. Отстали с ее решением только православные, и только в двух «треугольниках», где были имперско-коммунистические эксперименты. Один «треугольник» ­– РПЦ, которая хочет держать под контролем православных Беларуси и Украины, другой – Сербская церковь, с аналогичными поползновениями в отношении Македонии и Черногории.

Как говорится, империй уже нет, но фантомные имперские боли остались. Верно это лишь в отношении Сербской церкви, где действительно есть всего лишь фантомные боли, и ничего больше. В случае РПЦ – это все еще полноценные имперские амбиции, причем не столько церковные, как государственно-политические. С религиозной точки зрения, проблемы вообще нет, – кубинские или мексиканские католики спокойно общаются с испанскими, притом, что сто лет назад воевали с ними. То же самое и в католической Европе, там даже давно смирились с существованием протестантов. Церковь везде ушла из политики, во всяком случае, внешней, задержалась лишь во внутренней политике, и только в РФ она остается активным инструментом имперской внешней политики.

«УПЦ МП» – малое предприятие РПЦ

Именно в этом, а не в воображаемой потере РПЦ доходов с украинского «церковного рынка», кроется главная причина приступов бешенства, в которые впадает Москва от разговоров об автокефалии для православных Украины. Слухи об огромных доходах РПЦ в Украине сильно преувеличены. Подозреваем, РПЦ имеет гораздо больше от торговли табаком и спиртным в РФ, чем с «церковного рынка» Украины.

Эти слухи базируются на том факте, что в Украине находится около 30% всех приходов РПЦ, работающей здесь под вывеской своей дочерней фирмы «УПЦ МП». «МП» было бы правильнее расшифровывать как «малое предприятие» РПЦ, а не Московский патриархат. Число таких приходов медленно, но неуклонно сокращается, так как церковные общины все чаще выходят из «УПЦ МП». Этот процесс РПЦ беспокоит, но катастрофой его не считают. По данным Рупедии, в 2016 г. РПЦ была лидером в Украине по числу культовых зданий. Ей принадлежало 11 296 таких зданий из 28 841, – почти 40%. Больше всего она имела культовых зданий в Хмельницкой и Винницкой областях – 926 и 908. То есть там, где ни у Кремля, ни у РПЦ особой поддержки нет. В Ивано-Франковской области у нее было 30 зданий, во Львовской – 28. В большинстве случаев – это маленькие сельские приходы с двумя-тремя десятками прихожан, и с точки зрения церковного бизнеса – объекты дотационные, а не прибыльные. С приходами РПЦ в городах в плане финансов ситуация та же, – у них есть «захожане», появляющиеся на Пасху и в другие большие праздники, и очень мало прихожан. В городах самой РФ ситуация аналогичная.

Культовые здания приносят мало прибыли, но требуют денег на ремонт и содержание. В городах отпевания в приходских церквях уже почти не производят, свадьбы и крещения – тоже не часты. После секуляризации Екатериной II земель РПЦ и взятия ее служителей на госсодержание, как обычных чиновников, исчезли и все намеки на церковную десятину, и ее уже не ввести. Так что, традиционный церковный бизнес реально «дышит на ладан», за исключением, может быть, нескольких ферм при монастырях. Но и они не архикакой доходный бизнес.

Экспортные мощи

Киево-Печерская и Почаевская лавры – тоже весьма условно доходные предприятия за счет туристов и паломников. Выездное экспонирование всевозможных мощей и реликвий – очень сложное направление бизнеса, требующее качественной рекламы.

При Януковиче регионалы и РПЦ взялись за него с размахом, но позже охладели. Застрельщиком был экс-министр внутренних дел Анатолий Могилев, который в июле 2010 г. в Киеве выставил в новой церкви апостола Луки при Главном госпитале МВД мумифицированную правую руку Марии Магдалины, якобы переданную ему для экспонирования из Ватикана. Но сам Ватикан ничего об этом не сообщал. Более того, Ватикан никогда не владел рукой Марии Магдалины. У него была лишь ее нижняя челюсть, которую он еще до 1735 г. передал во Францию в монастырь Сент-Максимин, где хранится скелет Марии Магдалины, но без костей рук. В Симонопетровском монастыре Афона хранят мумифицированную кисть ее левой, но не правой руки, которую выставлял Могилев. Руку с Афона тамошние монахи возили по островам Греции в то самое время, когда Могилев экспонировал в Киеве руку, неизвестно чью и откуда им взятую.

Проколы с отравлением Скрипалей после такого не сильно удивляют – кадры еще те, по-советски решительные, из-под земли достанут все, что партия прикажет. Ажиотажа из-за руки Марии Магдалины не было, а последующий наплыв в Украину всевозможных мощей и реликвий из РФ создал «перегрев» на этом рынке. Война их экспорт из РФ прекратила, и это направление бизнеса для РПЦ потеряно даже без томоса Украине.

Рыцари плаща и кадила

Религиозная деятельность в сфере православия в Украине сейчас бизнес дотационный, а не прибыльный. Но это не помешает Москве еще развернуть шумную пропагандистскую компанию об «ограблении РПЦ» в Украине «раскольниками» и Константинопольским патриархом. Проблема только в том, что «грабить» реально нечего. Советская власть уже забирала культовые здания, и потом сама не знала, что с этим «добром» делать. Обычно без энтузиазма использовала их под склады, так как нормальные склады требуют другую конфигурацию, или тратилась на сохранение как памятников истории. Петропавловскую церковь в Киеве, редкий случай, после снятия с нее купола, использовали как клуб завода «Кинап», подобно тому, как христиане переделывали античные храмы в церкви, а затем мусульмане делали из них мечети.

Несмотря на общую дотационность бизнеса РПЦ в Украине, Кремль инвестирует в нее большие средства приблизительно по той же причине, по которой переименовал свое ГРУ (главное разведуправление) в просто Главное управление Генерального штаба ВС РФ. Слово «разведка» убрали и сделали вид, что военной разведки у РФ нет. Замаскировались, как Чапаев с Петькой, когда напились так, что друг друга не видели.

В аббревиатуре РПЦ тоже нет слова «разведка». Но именно для прикрытия этой деятельности в Украине развернут штат из 10 тысяч 187 священников и 776 диаконов РПЦ, плюс 1320 монахов и 2312 монахинь в 219 монастырях, которые, по своему статусу, закрытые территории, что гораздо удобней для размещения в них резидентуры, чем в посольстве и консульствах. Особенно когда в Киеве здание посольства РФ стоит закрытым с 2014 г., и его «работа» идет через так называемый «культурный центр» на Подоле.

Это цифра агентов влияния ФСБ/РПЦ в Украине на 2016 г. В сумме – 14 тыс. 595 особ. Разумеется, большинство из них не профессиональные шпионы и диверсанты, но Кремль в разведке, как и в войне, давно делает ставку на количество, а не на качество. Кремлю нужна массовость, так что сравнение его воинства с орками уместно. Эта стратегия имеет свои «плюсы» и «минусы», и разные направления. Если в западных областях поп РПЦ с почти нулевым приходом – это всего лишь сборщик информации, то в других областях он, прежде всего, поставщик демонстрантов. Почти как в советском анекдоте, где батюшка давал райкому стулья для собраний, монахов для субботника, а монахинь для бани, чтобы не лишиться партбилета. Поэтому Кремль вкладывал и будет вкладывать деньги в храмы и в штат РПЦ, даже если у нее в Украине совсем не будет ни прихожан, ни захожан.

***

Томос лишит ФСБ и ГРУ (ГУ ГШ) этой сети агентуры и «прикрытия», а РПЦ – веса в сообществе «башен Кремля». Кроме того, новость о задержании СБУ за подрывную деятельность попа или монашки РПЦ выглядит иначе, чем о задержании за это же, но просто гражданина или гражданки с двумя паспортами. Деньги в этой истории очень вторичны. Не удивительно, что с РПЦ/ФСБ и случился приступ бешенства от прибытия в Украину двух экзархов Вселенского патриарха. Католики таких чиновников называют легаты Папы. В переводе на светский язык – и те, и другие лишь уполномоченные послы, и не бесовской РПЦ/ФСБ указывать Украинской церкви, с кем той пребывать в братском общении.

Секция «Браво» группа Информационное Сопротивление