"Сложное 1. О российском варварстве от российских классиков" - Олександр Красовицький

"Сложное 1. О российском варварстве от российских классиков" - Олександр Красовицький

Текст на русском, ибо будет много цитат.

Есть русский писатель, которого я много лет считаю лучшим, особым и исключительным. Я ничего плохого не скажу о творчестве или личной жизни Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Многие из нас помнят его Сказки и Историю одного города. Мы не знаем тонкостей его отношений с цензурой, но он всю жизнь сетовал на сложность этих отношений, даже написал проект по поводу отношений книгоиздания и цензуры, который, конечно же не был рассмотрен. Он был достаточно высокого уровня чиновником, дважды выходил в отставку, становившись выдающимся редактором.

Он глубоко закопался в свой Эзопов язык.

Естественно, в школе мы проходили не главное и не лучшее, но город Глупов из его книг мне запомнился замечательно.

а что лучшее? Из романов - безусловно «Господа Головлёвы». Когда говорят, что врага нужно знать в лицо - это как раз об этом романе.

но главное его произведение для меня называется «Господа ташкентцы». Это не о узбекской столице, это о России как таковой. Причём о России 21 века для меня.

а теперь - только цитаты.

Ежели мы не изобрели пороха, то это значит, что нам не было это приказано; ежели мы не опередили Европу на поприще общественного и политического устройства, то это означает, что и по сему предмету никаких распоряжений не последовало. Мы не виноваты. Прикажут -- и Россия завтра же покроется школами и университетами; прикажут -- и просвещение, вместо школ, сосредоточится в полицейских управлениях.

Митрофан на все способен, потому что на все готов.

   Он специалист по части гражданского судопроизводства, потому что занимал деньги и не отдавал оных.

   Он специалист по части уголовного судопроизводства, потому что давал затрещины и получал оные.

   Он специалист по части администрации, потому что знает такие ругательства, которые могут в одно мгновение опалить человека.

   Он специалист по части финансов, потому что все трактиры были свидетелями его финансовых операций.

   Он медик, потому что страдал секретными болезнями.

   Он акушер, потому что видал нагих женщин.

Никто, конечно, не спорит, что политические и общественные формы, выработанные Западной Европой, далеко не совершенны. Но здесь важна не та или другая степень несовершенства, а то, что Европа не примирилась с этим несовершенством, не покончила с процессом создания и не сложила рук, в чаянии, что счастие само свалится когда-нибудь с неба. Митрофан же смотрит на это дело совершенно иначе. Заявляя о неудовлетворительности упомянутых форм, и в особенности напирая на то, что у нас они всегда претерпевали полнейшее фиаско, он в то же время завиняет и самый процесс творчества, называет его бесплодным метанием из угла в угол, анархией, бунтом.

Это классическая страна баранов, которые замечательны тем, что к стрижке ласковы и после оголения вновь обрастают с изумительной быстротой. Кто будет их стричь -- к этому вопросу они, повидимому, равнодушны, ибо знают, что стрижка есть, нечто неизбежное в их жизни. Как только они завидят, что вдали грядет человек стригущий и бреющий, то подгибают под себя ноги и ждут... Как термин отвлеченный, Ташкент есть страна, лежащая всюду, где бьют по зубам.

Истинный Ташкент устраивает свою храмину в нравах и в сердце человека. Всякий, кто видит в семейном очаге своего ближнего не огражденное место, а арену для веселонравных похождений, есть ташкентец; всякий, кто в физиономии своего ближнего видит не образ божий, а ток, на котором может во всякое время молотить кулаками, есть ташкентец; всякий, кто, не стесняясь, швыряет своим ближним, как неодушевленною вещью, кто видит в нем лишь материал, на котором можно удовлетворять всевозможным проказливым движениям, есть ташкентец. Человек, рассуждающий, что вселенная есть не что иное, как выморочное пространство, существующее для того, чтоб на нем можно было плевать во все стороны, есть ташкентец...

продолжу. Уже не о Салтыкове.

герои этой книги живут сегодня в России.

у них другая, понятная Салтыкову и непонятная нам психика.

Им логично бомбить больницы и роддома.

они уничтожают вокзалы с людьми осознанно.

для них грабить частные дома - это естественно.

для них все непонятное враждебно.

для них очевидно, что думает за них начальство.

критиковать любое начальство нет смысла, как и думать над командами.

для них мы европейцы, а европейцы не люди.

для них, независимо от национальности, изнасилование - это нормальная практика сильного

для них собственная жизнь не является ценностью, но важно жрать, во всех смыслах, поэтому наша территория, наши дома, наша собственность, наши тела - это всего лишь часть их системы потребления

для них собственная нищета в провинции привычна, а наше благосостояние вызывает желание уничтожить все, что нельзя забрать или съесть

каждый день войны - это всего лишь новые роботы, которых российская власть кидает в мясорубку. Каждый загаженный ими метр нашей территории должен быть не только освобождён, но и очищен.

мы сможем понять их психологию, но мы не сможем никогда понять этих людей, которые в 21 веке живут во внутренней монголии 13 века.

читайте внимательно русских классиков. Русская душа у Салтыкова - совсем не загадочная. Она настоящая. Мерзкая и грязная.

и ещё одна цитата. Из очерка «Глуповское распутство»:

Увы! если им чего-нибудь хочется, то на первом плане у них всегда и непременно действует «логика страстей». Увы! им нет дела до того, что в неуклюжих их объятиях бьётся и стонет тысячелетняя цивилизация; они даже нимало не обращают внимания на то, что отдалённое потомство, за неучтивое обращение, может назвать их варварами... Они, не обинуясь, идут к самому предмету своих вожделений и продерзостно мнут и колотят его, если он изъявляет хотя малейшее поползновение к сопротивлению...