"Сложный философский вопрос" - Екатерина Макаревич

"Сложный философский вопрос" - Екатерина Макаревич

Ох, и сложный философский вопрос пришлось Украине решать за эти дни. На повестке было: что важнее - реальные человеческие жизни или условный национальный интерес. И это вопрос уже не черно-белый, где однозначно правилен один единственный ответ. В этом и особенность философских вопросов - в них не работает категория «правильности-неправильности», ключевым становится витальная разница между волей и добровольностью.

Мне кажется, что вчерашнее решение Украины согласиться на обмен - это серьезный шаг в сторону зрелости украинского общества как сообщества друзей.

Потому и люди пришли, и волонтеры, и президент жал руку каждому. Это видео невозможно смотреть без слез, да и видно, что Владимир Зеленский тоже еле сдерживался. Потому что это был не национальный интерес, а именно возвращение друзей.

Почему в России все было иначе? Потому что для них этот обмен был национальным вопросом. Не человеческим, а национальным. И тут можно сколько угодно создавать версий - что Цемах выгоден, чтобы скрыть следы России в деле о сбитом малазийском боинге, и Вышинский - как представитель, который, возможно, слишком много знает во всех пропагандистких вопросах, и потому его нужно забрать.

Какие бы причины ни были - это причины выгоды, а не дружбы.

Мне кажется, этот обмен и стал возможен только потому, что Украина выбрала вернуть Людей, потому что это друзья, а ради друзей можно рискнуть.

Дружба или Выгода - вот что, как по мне, было витальным (жизненным) выбором в этом обмене. И каждое из решений - не хуже и не лучше, а просто разное отношение к людям - как к друзьям или как к пешкам в национальных интересах.

Еще один момент, который я вчера за собой заметила. Момент радости. Эта радость сегодня по-разному ощущается. Я почувствовала, что во мне как будто борются две радости. Одна искренняя, настоящая, безусловная, радость легкая, летучая, вдохновляющая и облагораживающая.

Другая радость - иная. Она подозрительная, стыдливая, она как бы говорит этой первой радости - эй, негоже радоваться, неизвестно, какие последствия будут. Это радость неуверенная в себе, закованная в множество условий, почему можно «радоваться, но». У этой радости есть куча «но».

Я не знаю, как это назвать, - следствие ли это травмы войной, в которой мы все так или иначе живем, или мышления осторожности, рациональности, критичности, которая, впрочем, тоже, как по мне, следствие военного мышления.

Но знаете, что важно? Думаю, в каждом из нас есть две эти радости. И они тоже не про хуже или лучше, не про то, как правильно или неправильно радоваться, они про то, что у нас всегда есть эта добровольность выбирать, какую радость испытывать: безусловную радость или радость, с «но». И каждый это делает по собственному выбору.

Вчера я выбрала безусловную. Могла выбрать и вторую. Но выбор мой был сознателен и выбрав искреннюю радость, я вздохнула с облегчением, потому что, как оказалось, нет ничего более настоящего, чем состояние, которое не обременено условиями.

Наверно, потому, эта настоящая радость придает столько сил и в результате нее обретается какой-то невероятный подъем духа.

Ведь это так по-человечески, радоваться безусловно, потому что вернулись друзья...

И последнее. На мой взгляд, Украина вчера приняла историческое решение - фундаментальным критерием выбора сделала ценность человеческой жизни. Не умозрительную, не рациональные расчеты, которые, как известно, никогда не могут стопроцентными в дальнейшей перспективе, а реальную. И это очень напоминает европейскую ценность человеческой жизни.

Для СССР, как все мы помним, неважны были люди, они были ценны как инструмент в решении национальных вопросов. Если выгодно - спасут, невыгодно - не спасут. Незаменимых -нет.

Но можно думать иначе - каждый человек, живущий в стране - это частичка большого целого, не взаимозаменяемая, а уникальная, без которой эта страна была бы невозможной.

И это совсем другой взгляд на людей. В этом взгляде как раз важны люди. Каждый из людей.

Я очень рада, что выбрала радость безусловную и что Украина выбрала Дружбу как критерий отношения к людям и на политическом уровне. То есть то, что в повседневной украинской жизни и отличает страну. Это бесценный шаг.

Екатерина Макаревич