Он машинально повернулся, услышав свое настоящее имя. Это было странно – на Мальте его уж точно никто не мог знать. Раздались пять выстрелов – два в грудь и три в голову. Только через сутки местные полицейские узнали, что убитый – лидер «Палестинского исламского джихада» доктор Фатхи Шкаки, на чьем счету были десятки терактов и сотни убитых израильтян.
В Слиме, курортном мальтийском городке, расположенном на северо-восточной стороне крошечного острова, стоял погожий осенний день. Человек неторопливо шёл к гостинице «Дипломат», выходящей фасадом прямо на средиземноморскую набережную. Почти у самого входа возле него неожиданно возник незнакомец небольшого роста в джинсах и чёрной футболке. Он негромко окликнул человека, назвав по имени, настоящему его имени.
Тот машинально повернулся, возможно, даже успев удивиться этому своему неожиданному признанию, когда незнакомец, удостоверившись в том, что ошибки нет, оказался уже прямо перед ним. Внезапно вытянув в сторону человека руку с девятимиллиметровым револьвером и навинченным на конец дула глушителем, незнакомец быстро и профессионально сделал пять выстрелов – два в грудь и три в голову. Вслед за тем он проворно запрыгнул на заднее сиденье мотоцикла, вынырнувшего со своим наездником откуда-то из-за угла, и стремительно унесся прочь.
Растерянные полицейские, вскоре прибывшие на место преступления, не нашли ни гильз, ни следов, ни отпечатков. Не внесли ясности и противоречивые показания немногих свидетелей. Мотоцикл, украденный за неделю до этого (потом выяснилось, что его привёз на пароме из Сицилии французский гражданин), спустя некоторое время был найден брошенным, тоже без каких-либо отпечатков.
Да и самого убитого совсем не сразу удалось опознать. Прошло не менее суток, прежде чем мальтийская полиция наконец выяснила, что постоялец гостиницы «Дипломат» из Ливии, проживавший под именем Ибрагима Шауиша в номере 616 и застреленный накануне, был не кто иной, как глава одной из самых опасных ближневосточных террористических группировок, создатель и лидер «Палестинского исламского джихада» д-р Фатхи Шкаки.
***
За прошедший с тех пор 21 год ясности в незаконченном полицейском расследовании не прибавилось. Ни одна организация так и не взяла на себя ответственность за убийство Шкаки. Разумеется, многие посчитали, что террориста, виновного в убийствах десятков израильтян, убрали бойцы подразделения «Кидон» израильской внешней разведки «Моссад», известной своими эффективными устранениями опасных врагов. Скрыться же с острова на резиновых лодках к ожидающему неподалёку военному катеру им якобы помогли бойцы другого известного израильского спецназа – «Шаетет 13». Впрочем, официально Израиль эти догадки никогда не подтверждал.
В публикациях же последних лет, ссылающихся на высокопоставленных мальтийских полицейских, участвовавших в расследовании, а также террористов из окружения самого Шкаки, можно встретить версии, указывающие на то, что к убийству главы «Палестинского исламского джихада» помимо «Моссада» были причастны сразу несколько сторон. Упоминаются даже такие заклятые враги еврейского государства, как диктатор Ливии Муаммар Каддафи и глава ООП Ясир Арафат. Объяснения этим предположениям, кажущимся на первый взгляд парадоксальными, можно найти в биографии самого д-ра Фатхи Шкаки.
***
Он родился в окрестностях Рафиаха на юге сектора Газа в 1951 году. Своё первое высшее образование по физике и математике Шкаки получил в начале 70-х в колледже «Бир Зеит» под Рамаллой, превращённом позднее Израилем в университет. В Израиле надеялись, что получение образования арабами – жителями Иудеи, Самарии и Газы, оказавшихся под контролем еврейского государства в ходе Шестидневной войны – сыграет положительную роль. На деле же «Бир Зеит», наоборот, превратился в рассадник экстремизма, воспитав целое поколение арабских террористов. Одним из них оказался Шкаки, именно там приобщившийся к марксизму и исламскому фундаментализму, а также ставший поклонником шейха Ясина, будущего основателя и духовного лидера организации ХАМАС.
Позднее, изучая педиатрию на медицинском факультете в университете египетского города Мансур, он оставил марксизм в пользу политического ислама, увлекшись идеологией «Братьев-мусульман». Когда же в Иране произошёл исламский переворот, Шкаки окончательно обрёл кумира в лице аятоллы Хомейни и даже написал книгу «Хомейни как исламское решение и альтернатива», за которую был арестован египетскими властями, боровшимися с исламским экстремизмом.
Вскоре, однако, исламские боевики убили египетского президента Садата, и Шкаки бежал в Газу, создав там собственную террористическую организацию – «Палестинский исламский джихад». Формально она являлась филиалом египетского движения «Исламский джихад», но на деле стала полностью независимой. «В ООП (“Организации освобождения Палестины”) слишком мало думают об исламе, а “Братья-мусульмане” уделяют слишком мало внимания Палестине», – провозгласил Шкаки, поставив своей целью уничтожение еврейского государства и создание на его месте исламского государства по иранскому образцу. У него получилось выстроить небольшую и хорошо законспирированную военную организацию, совершившую поджёг леса в Кармельском заповеднике возле Хайфы и несколько убийств израильтян в секторе Газа.
После ряда арестов Шкаки был выслан из Израиля в Ливан. Надо полагать, в Иране высоко оценили потенциал суннитского экстремиста, являющегося поклонником шиитских аятолл. Вскоре Шкаки был тепло принят Хомейни в Тегеране. Хомейни обещал поддержку и финансирование. Шкаки обосновался в Сирии в дамасском пригороде Ярмук, где под покровительством президента Хафеза Асада активизировал террористическую деятельность против израильтян. В нескольких терактах боевикам «Исламского джихада» удалось убить около трёх десятков человек и ранить ещё столько же.
***
По-настоящему «звезда» мегатеррориста взошла после подписания осенью 1993 года в норвежском Осло договора между Израилем и ООП. Вместе с ХАМАСом и ещё несколькими организациями Фатхи Шкаки резко выступил против нормализации отношений с Израилем (даже формальной, на которую в тот момент согласился глава ООП Ясир Арафат) и стал инициатором создания так называемого «Национального альянса». Альянс развернул террор с участием смертников против жителей еврейского государства. Радикальная позиция и щедрое финансирование со стороны Ирана и Сирии вскоре принесли Шкаки огромную популярность в арабском мире. У Ясира Арафата, на тот момент официально отказавшегося от террора, стал прорисовываться опасный и влиятельный конкурент.
Страшные теракты следовали в Израиле один за другим. Пиком кровавой деятельности «Исламского джихада» стал 1995 год. Около 70 израильтян были убиты в организованных Шкаки терактах, более 100 ранено. Нетрудно предположить, что в израильских спецслужбах стали искать возможность устранить Шкаки как ключевую фигуру террористического движения. Вот только подобраться к нему, курсировавшему между Дамаском и Тегераном, было крайне сложно.
Тем временем Шкаки, закрепляя своё положение в регионе, завязал тесные контакты и с ливийским диктатором Муаммаром Каддафи. Он помогал Шкаки деньгами и оружием, поддерживая отказ от нормализации с Израилем. Шкаки стал регулярно появляться в ливийской столице. Правда, каждый раз, отправляясь в Триполи, ему приходилось делать пересадку на Мальте. ООН запретила полёты в Ливию после взрыва авиалайнера компании Pan American над британским городом Локерби. Взрыв был организован агентами ливийской спецслужбы в декабре 1988 года, в результате погибли 270 человек. Вот почему Шкаки прилетал на Мальту, а оттуда на пароме отправлялся на встречу с Каддафи.
Не желая привлекать к себе внимание, Шкаки посещал Ливию в одиночку, без сопровождения телохранителей. Вместе с тем, чтобы не быть узнанным, он сбривал бороду, надевал парик и использовал фальшивый ливийский паспорт, выданный ему Каддафи. Постепенно он настолько осмелел, что раз за разом, приезжая на Мальту, останавливался в одном и том же отеле, совершая прогулки по острову, посещая магазины и торговые лавки. Он также открыл на острове целый ряд банковских счетов для финансирования «Исламского джихада» – эти счета были впоследствии обнаружены мальтийской полицией.
***
Несколько лет назад один из бывших соратников Шкаки Биляль Абу Шааб дал интервью израильскому журналисту Шимону Ифаргану. Он высказывал убеждение, что лидера «Исламского джихада» уничтожил «Моссад» и что сдал Шкаки не кто иной, как сам Муаммар Каддафи. Наблюдая за стремительным ростом популярности Шкаки, Каддафи стал опасаться, что тот, используя многочисленную диаспору палестинских арабов в Ливии, а также опираясь на своих иранских союзников, может вместо борьбы с Израилем в какой-то момент организовать переворот в самой Ливии. По типу того, что устроили сторонники Хомейни в Иране в 1979 году (и который исламским экстремистам действительно удалось организовать 16 лет спустя, в 2011 году).
Недаром Каддафи принял решение изгнать из страны всех палестинских арабов. Последняя встреча между ним и Шкаки как раз и была посвящена этому вопросу, Шкаки надеялся отговорить Каддафи от жёсткого решения. Да и после убийства Шкаки Каддафи яростно угрожал мальтийской полиции, требуя найти виновных. У мальтийцев создалось чёткое ощущение, что это больше напоминало те самые известные крики «держи вора», которые, как правило, вор сам и издаёт.
Другая, вполне достоверная версия, также циркулирующая в кругах бывших соратников Шкаки в Газе, предполагает, что к убийству или, по крайней мере, передаче информации «Моссаду» имели отношение и люди Ясира Арафата. Очевидно, у лидера ООП было ещё больше причин желать гибели главе «Исламского джихада», набиравшего благодаря терактам всё больший авторитет на арабской улице. Вскоре Арафат и сам перестал притворяться сторонником мира, развернув террор против израильтян. Но Шкаки к этому времени уже не путался у него под ногами.
Вполне возможно, наконец, что у «Моссада» и без Арафата с Каддафи были свои источники внутри структур арабских террористов. Так или иначе, 26 октября 1995 года д-р Фатхи Шкаки закончил своё земное существование. К слову, два месяца спустя вслед за ним был уничтожен и изготовитель бомб для смертников «Исламского джихада» и ХАМАСа, также выпускник «Бир Зеита». Это был трагически знаменитый «инженер» Яхью Айяш, взорванный с помощью заминированного сотового телефона в январе 1996 года.
***
Единственный вывод, к которому пришла в итоге мальтийская полиция, расследовавшая убийство Шкаки, – что операция была проведена крайне профессионально и аккуратно. Исполнители прибыли на остров за неделю до покушения и скрылись практически сразу после выполнения акции, не оставив ни одного следа. Более того, в полиции также убеждены, что часть свидетелей, активно дававших показания после убийства, лишь запутала полицию и сбила её со следа.
Две недели спустя после убийства Шкаки популярный немецкий журнал «Дер Шпигель» стал первым, кто обвинил в ликвидации террориста Израиль, сопроводив статью удивительными подробностями. Мол, первоначальный план «Моссада» подразумевал захват всего парома, на котором плыл на Мальту Шкаки. Как видно, в журнале припомнили похожую историю 20-летней давности о захвате израильтянами пассажирского самолёта в попытке арестовать главу НФОП Джорджа Хабаша. В итоге, утверждало немецкое издание, «Моссад» получил информацию о точном местопребывании Шкаки на Мальте, и миссия значительно упростилась.
«Исламский джихад» продолжил террористическую деятельность и после уничтожения Шкаки, однако он уже никогда не смог вернуться к столь масштабной и эффективно организованной деятельности, постепенно сползая на задворки экстремистских движений. Израиль выиграл очередное сражение в своей бесконечной битве за существование.
Александр Непомнящий