Обожаю читать комментарии на гуманитарные темы. Очень эффективная диагностика.
Вот вам два примера на тему РЕАЛЬНОГО состояния гуманитарной политики.
1.Рядом с фундаментами Десятинной церкви РПЦвУ построила МАФ. Абсолютно незаконно. Символ беззакония и надругательства над украинской историей. Полгода назад получено окончательное решение суда, что МАФ должен быть снесён. Не нужно больше ничего! ДВС (Минюст) должна напрячь булки и организовать. Согласовать с полицией, КМДА, подтянуть капелланов для оперативной нейтрализации не в меру одухотворённых лиц. И выполнить. Час работы бульдозера, час работы коммунальщиков. Всё.
Это – настоящая гуманитарная политика. Невыполнение решения суда и затягивание с МАФом – это также демонстрация политики.
2. Пример, к которому я причастен. С 2015 г. группа ИС проводила оценку рисков дестабилизации в разных регионах. Был набор критериев, методика и т.д. Мы установили, что в Харькове и области нет НИ ОДНОЙ государственной структуры, которая имеет как задачу создание и продвижение украинского нарратива.
Ни одного интеллектуального центра. Все учреждения НАНУ – технические. В ВУЗах – демократия и академические свободы (разброд и шатание). Книга памяти – очень важная работа, но узкий спектр. Городская власть и муниципальные воззрения – отдельная пестня.
Явочным порядком наиболее украинской структурой региона был (и во многом остаётся) Харьковский литературный музей, вопреки всему. Львиная доля того, что делалось в гуманитарной сфере Харькова интеллектуально сильного, имело региональную заточку под «первую столицу».
Возникла простая как двери идея – создать в Харькове филиал Украинского института национальной памяти (УИНП согласно положения имеет такую возможность).
Институционализировать украинский нарратив. Чтобы люди на земле, понимая контекст, создавали адекватный для региона украинский продукт и формировали живое сообщество.
Народный депутат Дмитрий Тымчук начал поднимать этот вопрос в июне 2016 года. Осенью были собраны подписи 25+ депутатов, ушли все письма на Кабмин и т.д. Но тогда у Института был другой приоритет – архив в Киеве.
Итог: филиал был создан… в июне 2019 г. Там собралась отличная команда. Но у неё было очень мало времени. Уверен – если бы было на два года больше, и результат был бы другим.
Смертельный порок гуманитарной политики – делать не как правильно, а как проще и невовремя.
Когда масштабная конференция об успехах декоммунизации названий проводится не в Харькове (500+ переименований), а во Львове (2 переименования) – это как проще. Потому что во Львове проще и гораздо приятнее.
Сымитировать отмену мёртвого Булгакова (сымитировать – потому что а как поступать с книгами? решение же не озвучено, а без внятной позиции - это пустышка, которая не решает никаких проблем. Значит – будет ещё не один всплеск) – проще, чем снести незаконный МАФ, который самим фактом своего существования просто втаптывает государство в грязь.
Несвоевременная имитация вместо актуального реального действия.
Если принимается подход не бороться за неудобное, а отсекать его, делать попроще и невовремя – для такой большой и многообразной страны как Украина результаты неизбежно будут трагическими.