Смоленская комиссия объяснила распад самолета Ту-154М

Смоленская комиссия объяснила распад самолета Ту-154М

Российская сторона осуществила ряд шагов, которые можно считать сознательным доведением экипажа самолета до катастрофы.

На борту президентского самолета Ту-154М перед катастрофой, вероятно, произошел взрыв термобарического заряда, который объясняет распад самолета на мелкие обломки и значительное повреждение тел жертв катастрофы.

Об этом говорится в фильме правительственной подкомиссии по расследованию Смоленской катастрофы, представленном в понедельник в Варшаве.

"Очень много факторов указывают на то, что 10 апреля 2010 года на борту правительственного Туполева произошел взрыв. Аварии приборов, что зарегистрировано в последних секундах полета, полная потеря энергоснабжения перед первым контактом с землей, расположение обломков самолета, специфический характер повреждений тел, аэродинамические исследования, сила, с которой одни из дверей (самолета) были вбиты в землю, — эти и много других фактов требовали от комиссии воспринять версию взрыва как полностью реальную", — отмечается в представленном фильме.

Подчеркивается, что с целью подтверждения версии взрыва был проведен ряд экспериментов различных взрывчатых материалов.

"В результате проведенных экспериментов можно сказать, что наиболее вероятной причиной взрыва был термобарической заряд, который привел к сильной взрывной волне, которая на своем пути уничтожала препятствия - разрывала корпус самолета, выбрасывала наружу тела жертв и срывала с них одежду", - говорится в фильме.

Как отмечается, на месте трагедии найдено по крайней мере четыре тела жертв, которые имеют следы воздействия высокой температуры, что нельзя объяснить близостью пожара на земле, а только ожогами в результате взрыва.

Польская комиссия отмечает, что российская сторона осуществила ряд шагов, которые можно считать сознательным доведением экипажа самолета до катастрофы.

Как сообщается, польские контроллеры вообще не должны были быть допущены к выполнению такой важной задачи, поскольку в то утро не прошли обязательного медосмотра. Кроме того, вместо одного центра принятия решений на башне, с российской стороны было их три (генерал Бенедиктов в Москве - бывший командующий войсками спецназначения в Афганистане, контроллеры движения подполковник Павел Плюснин и майор Виктор Рыженко, а также полковник Николай Краснокутский - бывший командир авиабазы в Смоленске), который не должен был быть на башне, но который давал команды, хотя не имел на это права. Отмечается, что это было нарушением российского авиационного права, и со стороны россиян царил хаос.

В фильме подчеркивается, что российский самолет Ил-76, который перед катастрофой кружил над аэродромом и пытался идти на посадку, на самом деле осуществлял действия, которые "вписываются в подготовку к катастрофе".

"Надо четко сказать, что действия российской стороны должны были привести к катастрофе", - делают вывод польские эксперты.

Они отмечают, что российские контроллеры или не подавали польским пилотам жизненно необходимую информацию, или сознательно вводили их в заблуждение.

"Российские навигаторы постоянно вводили в заблуждение польских пилотов, что они на курсе и тропе, хотя те находились влево от правильной тропы подхода к взлетной полосы... Когда Ту-154М находился на высоте 100 метров навигаторы молчали и ни один из них не дал необходимую команду ухода на другой круг", - отмечается в фильме.

Также говорится, что капитан польского экипажа на безопасной высоте над землей (90-100 метров) все же успел дать команду на уход на второй круг, но "самолет продолжал снижаться, несмотря на действия пилота".

"У нас нет уверенности, почему это произошло, и какая авария привела к резкому снижению к земле. Вероятным поводом несостоятельности ухода на второй круг является серия аварий, которая началась на расстоянии 2,5 км от аэродрома и была зарегистрирована аппаратурой на борту Туполева", - отмечают эксперты польской подкомиссии.

Как отмечается, польский "черный ящик", регистрирующей параметры двигателя, зафиксировал резкий рост вибрации правого, а затем и левого двигателя. "За 70 метров до столкновения с березой началось уничтожение левого крыла", - отмечает комиссия. Вместе с тем она отмечает, что эксперименты комиссии в специально созданном для этого аэродинамическом туннеле подтверждают, что отрыв части левого крыла "не мог привести к опрокидыванию самолета и торможения его дальнейшего движения".

"Последняя фаза трагедии была вызвана взрывом в корпусе, который уничтожил самолет, разрывая его на фрагменты и десятки тысяч обломков, убивая пассажиров", - констатируют члены комиссии.

В то же время, они добавляют, что первые элементы левого крыла начали падать на землю на расстоянии около 900 м от начала взлетно-посадочной полосы.

Как было информировано, на прошлой неделе Национальная прокуратура Польши переквалифицировала обвинения в адрес российских контроллеров движения за башни "Смоленск-Северный" с "бессознательного" на "сознательное" доведения ими экипажа президентского самолета Ту-154М к авиакатастрофе.

Как известно, 10 апреля 2010 неподалеку от военного аэродрома под Смоленском разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским и польскими чиновниками. Тогда погибли все 96 человек, находившихся на борту Ту-154М.