"Сможет ли Андрей Белоусов возродить российскую армию" - Александр Коваленко

"Сможет ли Андрей Белоусов возродить российскую армию" - Александр Коваленко

Полной неожиданностью для многих на этой неделе стала кадровая рокировка в российском МО, в котором, казалось бы, непотопляемого Сергей Шойгу, заменили на, мало кому знакомого, Андрея Белоусова. Однако сразу же заговорили, что этот человек профессиональный экономист и вот кому как не ему поднимать российскую армию и оборонку? Но так ли это и сможет ли Белоусов это осуществить в российских реалиях? Разберёмся.

Андрей Белоусов запомнился российскому зрителю в первую очередь своим шокирующим для многих заявлением о том, что практически каждый произведённый в России беспилотник на 80%-90% состоит из иностранных запчастей. Для зашоренного российской пропагандой разума среднестатистического потребителя информационного фаст-фуда такая информация была шокирующей, но это была правда.

Тем не менее, одно дело рубить правду-матку и заслуживать симпатии аудитории это одно, а влиять на ситуацию и исправлять её – это совершенно другое. И как бы экономист-кибернетик Андрей Белоусов не сокрушался по поводу иностранных компонентов в российских БПЛА, ситуация со дня его заявления никак не изменилась. И не изменилась бы.

Белоусов и дроны.

Например, на одном из наиболее популярных в ВСРФ БПЛА Орлан-10 ставится японский двигатель SAITO, стартёр-генератор PTN78020 от американской Texas Instruments Incorporated, от этого же производителя и датчики давления от Freescale Semiconductor, и компас HMC6352 от Honeywell, передатчик RF3110 от немецкой Municom, равно как и ресивер DP1205-C915 так же от немецкой AnyLink. Далее, модуль передачи телеметрии - американский от ATxmega256A3 от Microchip, франко-итальянский полётный контролер от STMicroelectronics, а приемник ГЛОНАСС/GPS/QZSS от швейцарской компании u-blox - LEA-6N.

Ещё один пример - это БПЛА “Застава”, который является копией израильского Bird-Eye 400, именно по этой причине в составе этого БПЛА более 50% микросхем и электронных элементов от израильской Elbit Systems и Data Links. Приемник ГЛОНАСС/GPS/QZSS в БПЛА “Застава” – от швейцарской компании u-blox, а двигатель – от немецкой Hacker Motor, электроника от американской Vweb, а автопилот – от испанской UAV Navigation.

Собственно, чтобы только вывести производство Орлан-10 на полностью замкнутый внутренний цикл с нуля, необходимо наладить в России производство всех этих компонентов, технических и технологических возможностей, по производству которых у подсанкционной РФ попросту нет.

То есть, на примере излюбленной темы Белоусова, БПЛА, очевидно, что каких либо кардинальных изменений в производстве данной продукции не произойдёт. Так, возможно это будет осуществлено в других отраслях. Например, танкостроении?

Белоусов и ВПК

На сегодняшний день российский военно-промышленный комплекс преимущественно восстанавливает военную технику, оставшуюся ему в наследство со времен СССР. Поставка в зону боевых действий абсолютно новых единиц техники составляет около 10-15% от общего количества, в том числе и танков.

Абсолютно новых, произведенных с нуля танков у России в месяц получается не более ротного комплекта, и это Т-90М "Прорыв". Остальные модификации Т-72, Т-80, Т-62 – это все восстанавливаемое советское наследие. Даже танк Т-80, который регулярно разгружается для зоны БД с "Омсктрансмаша", не производится на данном предприятии, поскольку линий полной сборки там не осталось. Как и станков, как и пресс-форм и т.д.

Для возобновления производства танков необходимо возобновить технические и технологические процессы, зависящие от не менее чем тридцати тысяч инструментов.

И эта проблематика касается не только производства танков, а практически каждой отрасли.

Боевые бронированные машины (ББМ) – восстановление, модернизация, ремонт и в пределах 2-3 батальонных комплектов новой продукции в месяц.

Артиллерия – отсутствие технологической возможности массового, серийного производства стволов всех калибров для новых артсистем, но наличие массового восстановления старой советской артиллерии.

Авиация – предел производства новой продукции в рамках эскадрильи в год.

После развала СССР российский ВПК поступательно деградировал и разваливался – на протяжении тридцати лет. Никакой эволюции и развития не происходило, были безвозвратно утрачены технологические процессы, на создание которых в свое время ушли десятилетия.

Возродить производство с нуля не представляется возможным, какого бы руководителя ни поставили во главе, – и Андрей Белоусов не сможет кардинально изменить ситуацию. Хотя чем он действительно может быть полезен, так это совершенствованием коррупционных схем,у оставшихся ему по наследств от Сергея Шойгу, но уж никак не возрождением российской армии. Возрождать уже попросту нечего.