СМУТНЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ. ИТОГИ НЕДЕЛИ

СМУТНЫЕ ПОДОЗРЕНИЯ. ИТОГИ НЕДЕЛИ

Неделя запомнилась беготней за Порошенко, уличной легализацией Шария и слабоумными действиями власти по делу Стерненко.

Основной принцип джиу-джитсу — уступить натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и после этого обратить действия врага против него самого. Так, часто боец сверху чувствует себя победителем или, как минимум, хозяином ситуации, и в этот момент находящийся снизу соперник проводит болевой или удушающий прием – и как-то сразу становится ясно, что мысли об успехе были немного преждевременными. Судя по нынешней неделе, Зеленский с борьбой джиу-джитсу незнаком. И даже не представляет, как успешно можно использовать философию этого замечательного единоборства в политике. Точнее - не представлял, пока ему это наглядно не продемонстрировал его предшественник на посту президента.

После бессмысленной и беспощадной атаки прокуратуры и ГБР на Порошенко Зеленский оказался в очень неудобном и дурацком положении. Сначала были намеки от больших западных политиков в отставке, а затем уже посольства США, Великобритании, Германии, Канады начали прямым текстом заявлять о недопустимости политического преследования и проводить обидные и стремные параллели с Януковичем.

Но оказалось, что это не все. Завершение болевого приема сделал лично Порошенко. После жёсткой реакции внутри, а главное - за пределами Украины, Венедиктова получила команду сдать назад. Обвинение отозвало своё ходатайство о взятии Порошенко под стражу и запросило у суда личное обязательство Петра Алексеевича. Но сюрприз! Порошенко подписывать это обязательство категорически отказался. И вот тут стало больно. Потому что сажать Порошенко страшно, а выпускать без обязательств – позорно для своего электората. Вот такой цугцванг, и не придумали ничего лучшего в ответ, как перенести суд. Еще никто в этом году не сделал столько для поднятия рейтинга Порошенко и мобилизации проукраинского электората в его поддержку, как сам Зеленский.

На этой же неделе стало известно, что ГБР, оказывается, расследует еще одно дело против Порошенко – по Томосу, за разжигание межрелигиозной розни при создании ПЦУ. Которое открыло СБУ по заявлению Филарета еще в прошлом году, а потом передало в ГБР. Даже не знаем, почему передало – может из-за конфликта интересов: Филарет – это Киевский патриархат, а Баканов – Московский?

Всем, в том числе и вменяемым людям, не являющимся сторонниками Порошенко, понятно, что история политическая. Но не до конца понятны мотивы и убогость инструментария. Назначение Семочко - чтобы присвоить его зарплату? Томос и создание ПЦУ - чтобы разжечь вражду, причем вражду с Киевским патриархатом? Все это выглядит дистиллированным абсурдом. Но можно найти объяснения. Обвинения убогие, потому что для других, портновских, например, нет адекватной доказательной базы, а здесь можно придраться пусть не к духу, но к букве закона и хотя бы дела довести до суда. А именно такое задание стоит перед силовиками в новой предвыборной стратегии Зеленского.

Причем это стратегия – она не столько предвыборная, и не столько стратегия, сколько ход для электорального выживания. Ход отчаяния – а попробуем еще вот это. Зеленский политически жив, пока жив его рейтинг. Когда этого рейтинга не будет – сразу станет вопрос о досрочных президентских выборах. И в условиях всеобъемлющего кризиса в стране и второй волны коронавируса, когда центр и регионы играют в пинг-понг в вопросе ужесточения карантина, Зеленскому просто надо чем-то заполнять национальную информационную повестку. Так как в противном случае она будет заполняться сама, и заполняться – его поражениями. И поэтому электорату начали бросать пидозры как кость. Подсаживать на эти реалити-шоу.

Зеленскому их низкое качество и абсурдность оправдывают тем, что главное – картинка для избирателей. Что вот, мол, взяли барыгу. Вот взяли убийцу. А глубже основная масса вникать не будет. То есть, соратники президента занимаются очковтирательством. Они получают идиотскую команду: начать кошмаринг Порошенко, Стерненко – они ее выполняют, но максимально формально. Или даже случаются эксцессы, как с прокурором Радионовым, который заявил о прямом вмешательстве Венедиктовой в дело Стерненко. Этот случай – лакмусовая бумажка: для большинства в системе очевидно, что Зеленский – это временно. А может быть даже кратковременно. Царь – ненастоящий. И не стоит ради него идти на то, за что очень скоро придется отвечать.

Вообще, при общении с людьми, которые сегодня находятся в системе власти, не покидает одно ощущение – что все члены команды Зеленского работают для галочки, никто из них не верит ни в президента, ни в результат. Нет ощущения команды, нет ощущения одной лодки, все понимают, что Зеленский – это временно. Что он – дурная случайность истории, причем случайность, которая в силу своей сущности, своей органики ни к чему хорошему привести страну не может. Но прикурить от нее можно, потому что если не прикурить – то другие прикурят.

Но есть у начавшихся «репрессий» и другие причины, личные. Существует пул людей, которые неприятны, раздражают президента. Это не только Порошенко. А и, например, экс-министр Омелян, чьи посты и колонки, оказывается, очень не нравятся Зеленскому. И именно эти посты и являются причиной интереса к Омеляну силовиков. Кучма и Гонгадзе – лайт-версия. Сначала ГБР устраивает в доме у Омеляна маски шоу в 6.30. Соцсети это высмеивают. Ах так? Вот вам тогда вторая часть балета: НАБУ выдвигает подозрения в том, что, внимание, в 2017 году Омелян снизил портовые сборы.

И это совсем не выпад в адрес СКМ, как многим могло показаться. Ринат Леонидыч ложил на это с прибором и пробором. И дело здесь вообще не в нем. А в том, что один из самых влиятельных лидеров мира недоволен блоггером. Оказывается, читает – это признание, Владимир Владимирович. Причем чувства от чтения настолько сильные, что креативные ребята палят контору: 5 дней назад ГБР приходит по левому делу, а сегодня НАБУ по кейсу трехлетней давности возбуждается. Неужели два процессуально независимых ведомства управляются из одного непредусмотренного законом офиса – Офиса президента? Быть того не может. Но есть ведь кто-то же сидел и изучал решения министерства и анализировал их эти 5 дней, и находил решение, к которому можно предъявить претензии.

Но вот удивительный парадокс. НАБУ, оказывается, в состоянии за 5 дней найти эпизод с ущербом в 30 млн грн, который происходил в 2017 году, и выписать по нему подозрение. Но при этом в упор не видит нарушений в работе «Центрэнерго», которое, только по данным ФГИ, получило в прошлом году 2 млрд грн убытка. А цена крупнейшей государственной теплогенерации – минус 1,4 млрд грн. Напомним, что при барыгах чистая прибыль за год доходила до 1,5 млрд грн, а стартовая цена была – 6 млрд грн. На всякий случай – плюс 6 млрд грн.

Но НАБУ почему-то не видит в упор никаких нарушений в госкомпании уже скоро как год. Может нам этот секрет объяснит Виталий Шабунин или Сергей Лещенко? Как это Игорь Валерьевич при Зеленском так ходит по воде, а также по нефти, газу, углю и мазуту? Кто тормозит НАБУ в деле Центрэнерго? И почему новый, уже как бы государственный директор, не имеет претензий к менеджменту Коломойского настолько, что даже боится увольнять понятного Коломойскому Потапенко?

Впрочем, это риторические вопросы. А главный вопрос, когда смотришь на мелочность и убогость личности, занявшей пост главы государства – это вопрос «когда?». Думается, что по старинной украинской традиции начнётся все осенью.

Страсти