Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце», которая легла в основу сценария, была написана еще в 1925 г. Однако тогда ее запретили, так как увидели в ней «острый памфлет на современность, который печатать ни в коем случае нельзя».
Впервые повесть была издана только в 1968 г., да и то за границей – в Англии и ФРГ. Первая экранизация тоже была зарубежной – это был итальяно-немецкий фильм «Собачье сердце» 1976 г. В СССР повесть Булгакова опубликовали лишь в 1987 г., а спустя год режиссер Владимир Бортко взялся за ее экранизацию. На тот момент цензурных проблем уже не возникало – перестройка сделала свое дело.
Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского | Фото: otechestvo-ufa.ru
Кадр из фильма *Собачье сердце*, 1988 | Фото: vesti-ukr.com
Сценарий Владимир Бортко писал вместе с супругой, и они решили для этого использовать не только повесть «Собачье сердце», но и несколько рассказов и фельетонов Булгакова. Например, эпизод с вызовом духов был из «Спиритического сеанса», а пророчица в цирке – из рассказа «Мадмазель Жанна». Эту необходимость режиссер объяснял так: «Используя булгаковские рассказы, мы раздвинули рамки квартиры, где происходит действие повести. Теперь там была улица, цирк». При этом московские улицы снимали в Ленинграде, так как съемки проходили на «Ленфильме».
В роли профессора Преображенского зрители могли бы увидеть Леонида Броневого, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева или Владислава Стржельчика. Однако точнее других на пробах оказался Евгений Евстигнеев. И ему эта роль оказалась очень кстати. Как раз в то время произошел раздел МХАТа, актер остался в труппе Олега Ефремова, но попросил не давать ему новых ролей и использовать старый репертуар, так как недавно он перенес инфаркт. Ефремов сгоряча предложил ему в таком случае уйти «на заслуженный отдых». Актер тяжело переживал этот конфликт, и именно это нестабильное эмоциональное состояние помогло ему на пробах выглядеть самым проникновенным и убедительным.
Кадр из фильма *Собачье сердце*, 1988 | Фото: staroe.tv
Сын Евгения Евстигнеева Денис позже признавался: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой».
Актер любил иногда перед выходом на съемочную площадку или на сцену выпивать 50 грамм коньяка «для куража». Когда появились проблемы в театре, он начал увеличивать свою обычную дозировку. При этом охотно угощал актера Владимира Толоконникова, который играл Шарикова. И фраза «Пива Шарикову не предлагать!» за кадром трансформировалась: «А не налить ли Шарикову?». Однажды Евстигнеев не рассчитал и в перерыве сильно перебрал. По этому поводу у него с режиссером случился серьезный разговор, после чего он больше никогда не позволял себе лишнего на съемочной площадке.
Владимир Толоконников в роли Шарикова | Фото: kino-teatr.ru
По поводу доктора Борменталя у режиссера сомнений не возникало – он сразу утвердил на эту роль актера Московского театра сатиры Бориса Плотникова. А вот желающих сыграть Полиграфа Полиграфовича Шарикова оказалось больше десятка. Одним из самых ярких претендентов был Николай Караченцов, но Бортко его «забраковал»: «Караченцов талантливо изображал пса, но его актерское амплуа – герой-любовник, а мне нужен был в одном образе пес и алкоголик». Владимира Толоконникова, которому в результате досталась роль Шарикова, нашли по актерской фотобазе в Алматинском русском театре. А когда он появился на пробах, у режиссера не осталось никаких сомнений. «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Разумеется, это была не водка, а вода. Но он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь», – вспоминал Бортко.
В роли Шарика снялся пес по кличке Карай, который тоже проходил пробы и обошел на них десятки конкурентов из ленинградского клуба служебного собаководства. Режиссер был в восторге от работы этого «актера»: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля». С этого фильма началась его «кинокарьера»: впоследствии пес Карай снялся в фильмах «Свадебный марш», «Переэкзаменовка», «Рок-н-ролл для принцессы» и «Навеки 19-летний».Как это ни удивительно, но фильм Бортко встретил очень негативные отзывы критиков. Режиссер рассказывал: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел (смеется). Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию». А лучшей наградой стал невероятный успех у зрителей, который остается неизменным вот уже 30 лет.
Евгений Евстигнеев в фильме *Собачье сердце*, 1988 | Фото: staroe.tv
Эксперименты профессора Преображенского не были плодом вымысла Михаила Булгакова. Дело в том, что у этого персонажа было несколько исторических прототипов.