В течение нескольких ужасных месяцев этой весны американцы задавались вопросом, повторится ли для страны 1918 год, когда испанский грипп унес жизни 675,000 американцев. Это было до того, как последовавшая за этим высокая безработица и финансовый крах поставили вопрос о том, переживет ли страна еще один 1929 год, когда обвал фондового рынка привел к Великой депрессии.
Сейчас эти проблемы кажутся второстепенными, потому что по всей Америке вспыхнули гражданские волнения после гибели афроамериканца Джорджа Флойда от рук белого офицера полиции, который держал колено на его шее, пока тот не перестал дышать. А учитывая, что до президентских выборов осталось меньше полугода – к тому же, многих уже сейчас беспокоят вопросы иностранного вмешательства, доступа избирателей и ложных обвинений в мошенничестве, - этот 2020-й начинает походить на 2000 год, когда спорные президентские выборы вызвали глубокие политические разногласия, сохраняющиеся и по сей день.
Если вам кажется, что близится конец света - или, по крайней мере, конец знакомого нам света, - то, по словам историков, существуют вполне подлинные доказательства, подтверждающие этот страх. Есть также все основания полагать, что это испытание мы выдержим. А также есть все основания полагать, что все может стать хуже, прежде чем станет лучше.
Проблема в том, что это сочетание факторов. Страна не только сталкивается с нынешними кризисами в области общественного здравоохранения, экономики, расовых отношений, общественной безопасности и, возможно, самой демократии, но есть и все еще несколько серьезных событий, которые еще не произошли, но могут произойти, например, за рубежом или кибератака.
Самое тревожное, что в 2020-м мы прожили всего 5 месяцев. Осталось еще 7.
Кроме того, специалисты отмечают, что нынешняя серия кризисов переплетена и взаимосвязана: финансовый кризис породила пандемия, а вирус поставил протестующих перед угрозой не только потенциальной агрессии со стороны полиции, но и заражения потенциально смертельной болезнью.
«Проблема в этом году заключается в том, что мы все еще находимся в эпицентре пандемии, - говорит Барри Берден, профессор политологии в Университете Висконсин-Мэдисон. - Это довольно необычно. Так что любой дополнительный стресс ощущается сильнее».
С оптимистической точки зрения, говорят эксперты, Америка кое-чему научилась во время предыдущих кризисов. Возможно, федеральному правительству и правительствам штатов потребовалось слишком много времени, чтобы определить, насколько опасен коронавирус, но власти все-таки перешли к закрытию несущественных бизнесов, а миллионы людей носят защитные маски и занимаются социальным дистанцированием. Это, безусловно, снизило уровень смертности, говорят они.
Уроки, извлеченные из прошлых проблем с налогами, также делают текущую финансовую ситуацию, вероятно, более управляемой, чем во времена Великой депрессии, длившейся 10 лет. Создание в 1933 году Федеральной корпорации страхования банковских вкладов означает, что банковские депозиты людей застрахованы на сумму до $250,000. Федеральная резервная система также извлекла уроки из фискального кризиса 2008 года, лучше подготовившись к нынешнему фискальному обвалу.
Когда речь заходит о гражданских и расовых выступлениях 1968 года, может показаться, что страна не очень далеко продвинулась. Фундаментальным образом, проблемы, которые тлели под пожарами 1968 года, все еще в лучшем случае остаются не полностью решенными.
Как это ни парадоксально, но один из кризисов 1968 года - беспорядки и жесткая реакция полиции на действия протестующих во время проведения Национальной конвенции Демократической партии – возможно, не удастся повторить в этом году, поскольку пандемия делает менее вероятным проведение крупных очных политических конвенций.