"Социология дерьма" - Игорь Яковенко

"Социология дерьма" - Игорь Яковенко

Открытое письмо директору Аналитического центра Юрия Левады Льву Дмитриевичу Гудкову, директору Института социологии РАН Михаилу Константиновичу Горшкову и президенту Российского общества социологов Валерию Андреевичу Мансурову

Дискуссия о том, сколько процентов дерьма насчитывается в общем составе российской популяции из медиа перешла в социологию, тем самым приобретя статус научности. Когда про «два процента дерьма», имея в виду долю оппозиции в народе, говорил Соловьев, это было очень противно, но в то же время забавно. Человека явно «колбасило» от злобы и страха. Когда руководитель главного социологического центра страны говорит о «15 процентах дерьма» среди населения страны, над этим, конечно, можно смеяться, но предпочтительнее все-таки задать некоторые вопросы социологическому сообществу.

В интервью Анне Немзер на телеканале «Дождь» 28.06.2017 глава ВЦИОМ Валерий Федоров прокомментировал те самые «2% дерьма» от Соловьева следующим образом: «такого, извините, дерьма гораздо больше». Любознательная сотрудница «Дождя» заинтересовалась, что же это за странная субстанция, какова ее природа, а, главное, как отличить представителя «дерьма» от обычного человека при встрече. И главный социолог страны дал исчерпывающий ответ. Оказывается, «дерьмо» - это те люди, которые «вовлекаются в дискуссии о судьбах России, на самом деле, не будучи озабоченными этой судьбой. Это люди, у которых нет желания сделать ее лучше, это люди, которые готовы всегда критиковать, протестовать, по поводу и без повода, касается их или нет».

Данное определение «дерьма», видимо, показалось самому ученому слишком расплывчатым, поскольку все три названных им признака «дерьмовости» были какими-то второстепенными, какими-то не важными, не цепляли самую суть этой отвратительной общности. Поэтому Валерий Валерьевич собрался с мыслями и выдал чеканную дефиницию, позволяющую каждому истинному патриоту отличить «дерьмо» с первого взгляда. Вот эта дефиниция: «Это те, кто настроен негативно к курсу Владимира Путина, к его режиму и отчасти к его персоне». Конец цитаты.

В связи с тем, что Валерий Валерьевич Федоров возглавляет главный государственный социологический центр страны и именно в этом качестве был приглашен на телеканал «Дождь», где дал свое эпохальное определение, открывшее новую страницу в отечественной социологии, есть несколько вопросов к наиболее известным и уважаемым представителям российской социологии. Конкретно, к директору Аналитического центра Юрия Левады, Льву Дмитриевичу Гудкову. К директору Института социологии РАН академику Михаилу Константиновичу Горшкову. К президенту Российского общества социологов Валерию Андреевичу Мансурову.

Уважаемые господа, всего три вопроса:

1) Какое место в системе социологических понятий должна занять категория «дерьма» и не должно ли введение этой категории в оборот социологической науки привести туда целый букет принципиально новых научных терминов, таких как: «параша», «падла», «штопаный гондон», «придурок лагерный» и т.д.?

2) Учитывая, что российская социология давно ищет свой путь, что в частности, выражалось в том, что в социологическом факультете МГУ под руководством проф. Добренькова успешно разрабатывалась концепция православной социологии, не следует ли считать новым магистральным направлением социологической мысли России – социологию дерьма?

3) Не кажется ли вам, уважаемые господа, что пока в социологическом сообществе одно из центральных мест занимает Валерий Валерьевич Федоров, и вы все своим безмолвием признаете его статус социолога, вы все оказываетесь несколько испачканы той ароматной субстанцией, которой директор ВЦИОМ дал столь блистательное определение на телеканале «Дождь»?

Игорь Яковенко