Сохранит ли жизнь НАТО?

Сохранит ли жизнь НАТО?

НАТО сегодня переживает самый глубокий кризис в своей истории. Впервые за многие десятилетия, лидеры стран-членов альянса публично критикуют эту организацию, подвергают сомнению причины её существования и предрекают её кончину.

Совсем недавно, президент Трамп открыто критиковал НАТО, жёстко упрекал своих коллег по Североатлантическому блоку и требовал от них увеличения финансового вклада в бюджет альянса.

И вот теперь президент Эмманюэль Макрон подвергает сомнению уже саму причину существования НАТО, риторически вопрошая: "Против кого направлен этот блок? Против России? Против Китая?" (Как будто оборонительный блок обязательно должен быть направлен против кого-то.)

Отвечая на свой собственный вопрос, французский президент утверждает, что Североатлантический блок не должен считать эти страны своими врагами и что настоящим врагом является якобы терроризм, который угрожает всем странам.

Неделю назад Макрон даже употребил термин "мозговая смерть", описывая нынешнее состояние НАТО.

В ответ на его слова, президент Турции Эрдоган язвительно предположил, что, возможно, сам Макрон является жертвой "мозговой смерти".

Такого публичного разлада внутри НАТО не было уже, как минимум, с середины 1970-х годов, когда два члена этого альянса - Греция и Турция - были на волоске от начала войны друг с другом по поводу Кипра. Но тогда лидеры этих стран по крайней мере не критиковали НАТО публично.

Нынешняя перебранка случилась всего лишь за пару-тройку дней до начала саммита НАТО в Лондоне. Чего можно ожидать от участников саммита, когда некоторые из них даже не понимают для чего необходим военный альянс?

Опасаюсь, что во время саммита Трамп и Макрон могут натворить кучу нехороших дел.

Не удивлюсь, если участники саммита отменят 5-ю статью своего договора и заменят её пунктом о необходимости консультаций и голосований перед принятием решения об отпоре агрессору, напавшему на одного из членов блока. Конечно, это стало бы началом конца НАТО или, как минимум, поводом для его коренного переформатирования.

Sabirjan Badretdinov