Фильм нидерландского режиссера Пола Верховена «Она» получил приз Сезар лучшему фильму года на церемонии вручения премий академии киноискусства Франции в Париже в пятницу вечером. Изабель Юппер, сыгравшая в этом фильме главную роль, была названа лучшей актрисой года. Призы за лучшую мужскую роль и лучшую режиссуру были отданы фильму Ксавье Долана «Просто конец света».
Фильм Франсуа Озона «Франц», который вместе с картиной Верховена лидировал по числу номинаций (в 11 категориях), получил единственный приз – лучшему оператору. Фильмы «В тихом омуте» Брюно Дюмона и «Каменная болезнь» Николь Гарсья, имевшие соответственно девять и восемь номинаций, не получили вообще ничего.
Прошлый год был не самым удачным для французского кино, сокрушалась парижская радиостанция France-Info. В списке призеров года академии кино лишь два фильма получили одновременно несколько призов, в трех категориях. Это лауреат каннской «Золотой камеры» картина «Божественные», рассказывающая драматическую историю двух подруг, магрибинки и африканки, в одном из неблагополучных парижских пригородов, где процветает наркотрафик. Обе актрисы – Улайя Амамра и Дебора Лукумуена – были отмечены призами (лучший дебют и лучшая роль второго плана). Режиссер фильма 36-летняя Уда Беньямина повторила свой каннский успех, получив приз за лучший режиссерский дебют.
Также три приза, в том числе за лучший монтаж, достались фильму квебекского кинематографиста Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». Фильм снят по мотивам пьесы французсокго драматурга Жан-Люка Лагарса, умершего в 1995 г. от СПИДа. В картине снялась плеяда известных французских актеров – Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр. Роль главного героя, Луи, который возвращается после долгого отсутствия домой, чтобы сообщить родне, что он смертельно болен, сыграл Гаспар Юльель, который был премирован призом лучшему актеру. Это шестая картина 27-летнего квебекского режиссера, чья карьера связана с Францией и, прежде всего, Каннским фестивалем, где состоялось его рождение как международно признанного автора. «Французы всегда отводили мне место, вот уже почти 10 лет, с самого моего начала», – сказал тронутый до слез Долан, получая свой Сезар лучшему режиссеру.
Призы в двух категориях получил фильм «Шоколад» режиссер Рошди Зема, история о первом негритянском цирковом артисте, по прозвищу Шоколад, героя картин Тулуза-Лотрека. В заглавной роли в этом фильме снялся Омар Си, а его партнера по манежу Футита сыграл настоящий цирковой артист и киноактер Джеймс Тьерре, внук Чарли Чаплина. Он получил приз лучшему актеру во второплановой роли.
Навстречу Оскарам
Французская анимация, которую не затронул никак, получила достойное место в списке призеров академии киноискусства. Мультфильм «Жизнь Кабачка» о мальчике-сироте по прозвищу Кабачок, снятый режиссером-аниматором Клодом Барра получил приз лучшей анимационной ленте года. Этой же работе достался приз за лучший сценарий-экранизацию. В воскресенье французский «Кабачок» будет соревноваться и на американских Оскарах в категории «лучшая полнометражная анимационная лента».
ТРЕЙЛЕР МУЛЬТФИЛЬМА "ЖИЗНЬ КАБАЧКА"
Свой заокеанский багаж призов, возможно, пополнит на Оскарах и Изабель Юппер, номинированная в Лос-Анджелесе на приз лучшей актрисе за роль в фильме «Она», которая, напомним, уже была отмечена призом «Золотой глобус». До сих пор получить одновременно три актерских приза – французский Сезар и американские «Глобус» и «Оскар» – удавалось лишь Марион Котийяр за роль Эдит Пиаф в фильме «Жизнь в розовом цвете» в 2007 году.
Политические заявления
По традиции, церемония призов Сезар используется некоторыми авторами как своеобразная площадка для политических высказываний, причем в разных ключах, юмористическом и серьезном. Этот год не стал исключением. Так, ведущий церемонии, комедийный актер Жером Коммандер, объявляя приз лучшему иностранному фильму года, заявил, что его вручать будет… Флориан Филиппо, евродепутат от «Национального фронта», движения, известного скорее своим неприятием всего иностранного. «Ах нет, это я пошутил, чтобы разбудить тех, кто уже уснул», – поправился сразу же ведущий.
Приз лучшему иностранному фильму был отдан каннскому золотому лауреату прошлого года, ленте «Я, Дэниел Блейк» британского режиссера Кена Лоуча. Лоуч на церемонии отсутствовал, но его продюсер зачитал письмо, в котором режиссер призвал французов голосовать на предстоящих во Франции президентских выборах против «горьких разочарований», которые несут, по его мнению, крайне-правые силы.
Письмо Кена Лоуча французским избирателям:
«Мы, кинематографисты, обладаем возможность показывать вещи такими, какими они являются, а также подсказывать, какими они могли бы быть. Крайне-правые добиваются успеха тогда, когда люди теряют надежду. Мы должны вернуть эту надежду. Надежда живет там, где жив дух сопротивления, социальная справедливость и солидарность, сила, которая питает наших соседей и наших рабочих. Теперь очередь делать выбор за вами, французами. Мы, бывшие вашими друзьями столько лет, надеемся, что на предстоящих выборах вы сумеете сказать нет горьким разочарованиям правых и проголосовать за надежду, которую несут левые силы».
Напомним, что по последним предвыборным опросам во Франции, наиболее высоким рейтингом обладает кандидат от крайне-правого «Национального фронта» Марин Ле Пен.
Также политическую, но не столь торжественную, а скорее шутливую тональность имело и выступление Джорджа Клуни, которому был присужден почетный приз Сезар. Клуни вышел на сцену вместе с актером Жаном Дюжарденом, которого попросил перевести свои слова. В то время как Клуни говорил о своей благодарности за приз, о своей любви к французскому кино и своей жене Амаль, которая находилась в зале, Дюжарден, делая вид, что слабо понимает английский, «додумывал» перевод в таком ключе: «Спасибо за приз. Вообще, Трамп – это угроза всему миру. Трамп все делает не так. Трамп ужасен» и т.д.
С пламенной социально ангажированной речью выступил и режиссер и крайне-левый активист Франсуа Рюффен, получивший приз лучшей документальной ленте за картину под названием «Спасибо, патрон!» В фильме речь идет о судьбе рабочих, уволенных с одной из фабрик, принадлежащих группе французского предпринимателя Бернара Арно, в то время как его холдинг (LVMH, владелец люксовых брендов «Кристиан Диор», «Герлен», «Фенди», и др.) получает баснословную прибыль. «Рабочих увольняют, переводя производство в Польшу, ради еще большего увеличения прибыли. Так может мы и наш парламент переведем в Польшу, потому что французский депутат обходится в месяц в 7100 евро, а польский только в 2000. А еще лучше – в Бангладеш, там депутат получает в месяц только 63 евро», – в таком духе высказался режиссер.
Режиссер Франсуа Рюффен в футболке с изображением Венсана Боллоре
REUTERS/Philippe Wojazer
В фильме «Спасибо, патрон!» режиссер фигурирует как действующее лицо и мы видим его облаченным в футболку с портретом вышеупомянутого Бернара Арно. На церемонии призов Сезар Франсуа Рюффен тоже появился в футболке с портретом, но не Арно, а Венсана Боллоре, другого французского предпринимателя, владельца телеканала «Канал+», где недавно прошла одна из самых длительных забастовок журналистов. Боллоре подвергся критике после того как из эфира телеканала исчез ряд знаковых политико-сатирических передач. Ирония заключалась в том, что именно «Канал+» является многолетним эксклюзивным ретранслятором церемонии призов Сезар. Как отмечает издание Huffington Post, критический жест режиссера с футболкой и портретом патрона «Канала+» зрители, возможно, не заметили, потому что как только он начал говорить, режиссер прямого эфира быстро перешел на крупный план, так, что портрета Боллоре уже не было видно.
Чествование Бельмондо
Наконец, самым трогательным моментом 42-й церемонии призов Сезар стал оммаж в честь Жан-Поля Бельмондо. На экране была показана нарезка кадров из фильмов с его участием – «Человек из Рио», «Великолепный», «Безумный Пьеро», «Картуш», на сцену вышли актеры и актрисы, когда-то игравшие с ним, в их числе была Клаудиа Кардинале. А потом на сцену вышел и сам 83-летний актер, который, несмотря на тяжелые последствия перенесенного инсульта, не потерял своей ослепительной улыбки. Зал приветствовал его стоя.