Однажды в институте я забыла в аудитории блокнот. Училась я тогда на первом высшем в политехе. Когда я про него вспомнила – в аудитории его уже не было. На всякий случай уточнила на проходной у вахтера и (о чудо!) – блокнот оказался у нее.
В числе прочих записей, на одной из страниц была короткая зарисовка для фантастического рассказа (которые я на досуге писала). Персонажем зарисовки было некое существо – помесь домовенка с лесовиком. И называлось это нечто по аналогии – лесёнок. От «лес» и «домовенок».
Пролистав блокнот, я обнаружила, что некий «добродетель», нашедший блокнот, видимо решив блеснуть эрудицией и вразумить абсолютно не грамотную меня, не поленился в каждом слове исправить «е» на «и». Причем не смутило его даже то, что его гипотетический лИсенок ходит на задних лапках и вообще ведет себя до неприличия не по-звериному. В каждом слове! В тексте на две страницы!
Было ли мне не приятно? Да, мне было не приятно. Как бы описать мои чувства в тот момент. Сначала было возмущение. Кто-то вторгся в мой внутренний мир, спрятанный на странице, и не просто посмотрел, а потоптался грязными ногами.
Потом пришла злость. Не просто ведь потоптался – а еще и ушел в полном и святом убеждении, что сделал мне хорошо! Потом пришло разочарование. Ведь где-то сидит этот человек и думает – «вот ведь существуют тупицы, которые не знают, как пишется слово лисенок!» Или даже рассказывает об этом кому-то.
Такой: «представляешь, нашел тут блокнот. Вдумайся, пытается человек типа рассказы писать, а сам неграмотный как первоклассник!». И я даже не могу получить сатисфакцию, сказав ему – «да ты хоть в суть то вчитался? Ну какой к чертям лИсенок?? У тебя что, совсем с фантазией туго?».
А потом пришло спокойствие (честно – сильно потом.) Потому что – я исправлю свой текст назад. А этот кто-то, где-то там, так и останется жить в мире странных чернобыльских прямоходящих лисят и своей святой правоты, и рано или поздно, таки обожжется при попытке «сделать хорошо» кому-то, кто его об этом не просил. А еще с фантазией у него плохо и лучше уже вряд ли станет. Вот…
И, самое обидно, что это не просто слова! Люди таки говорят! По поводу и без, знакомые и совершенно чужие, с умным лицом, с безапелляционным тоном. Тебе всегда легко и с готовностью расскажут почему надо или не надо есть мясо, кормить грудью или верить конкретному политику!
Когда ты идешь с коляской по улице, сердобольная тетенька обязательно догонит тебя, выскочит поперек дороги как чертик из табакерки и радостно возвестит о том, что у ребенка замерзли ручки и надо срочно одеть на него варежки! И радостная, с чувством выполненного долга, убежит в закат еще до того, как ты успеешь промямлить то-то о том, что твой настойчивый и очень упертый ребенок снимает с себя варежки примерно в три раза быстрее, чем у тебя уходит на то, чтобы их на него натянуть.
Откуда в наших людях живет эта святая уверенность в том, что их мнение кого-то интересует? Тем более чужого человека? Да даже и родного, но в ситуации, когда он не спрашивал совета?
Уверена, читая это, почти каждый подумает – и правда, глупость какая, вот я бы никогда… И скорее всего будет ошибаться. Потому что это происходит настолько мимолетно и естественно, что «дающий» очень редко замечает за собой этот факт, а «одаренный» - так же редко понимает, что же его раздражает?
Просто создается некий фон социального мнения, в котором мы все живем, функционируем и стараемся не выделяться и не нарываться. И только вырвавшись из этого фона физически – ощущаем, что куда-то делся колоссальный груз с плеч.
И вдруг с удивлением понимаем, что не пытаясь учить других и не пытаясь оправдывать чужие ожидания – начинаем жить СВОЕЙ настоящей жизнью, не заточенной ни под кого.
Ну так что делать тем, кто не может вырваться из фона физически? Можно создать вокруг себя свой фон, с главным правилом – не трогайте меня, и я не трону вас.
Почему-то у многих в голове живет связка между советами и поддержкой. Человек боится поставить на место людей, которые лезут не в свое дело, чтобы не остаться без моральной поддержки.
Но не надо путать. Это два кардинально разных подхода. Поддержать и, если надо, помочь делом – это одно. А влезть со своим «вот я бы на твоем месте…» или «вот когда у меня в прошлом году, то…» - совсем другое.
Если кому-то плохо и вы прямо очень-очень хотите причинить ему добро – просто спросите «как я могу тебе помочь?». Может быть ему просто надо, чтобы вы посидели рядом. Молча. Или привезли коробку рафаэлло. Или просто послушали, не перебивая.
Делайте это, и к вам начнут относится так же. Станьте немножко психологом – который никогда не дает советов, а только помогает человеку найти свое правильное решение самостоятельно. Может, если каждый начнет с себя, то рано или поздно, всем нам станет гораздо легче жить в нашем слишком ответственном социуме.
Автор: Татьяна Голованова