"Современная школа: диагноз и лечение" - Владимир Спиваковский

"Современная школа: диагноз и лечение" - Владимир Спиваковский

Главный школьный миф – о том, что переутомление учеников – от избыточного количества уроков.

На самом деле всё совсем не так. Эта версия медиков о передозировке уроками совершенно не отвечает реальности.

У школьников, наоборот, необыкновенно развит познавательный интерес. Поэтому сколько бы уроков ни было – они не есть основа переутомления. Есть школы, где они учатся полный день, и ничего страшного. И к концу дня даже не устают.

И вообще, если 12 лет школьникам внушать, что 6–8 уроков – это переутомление, то как они будут относиться к тяжёлой работе во взрослой жизни? Ведь работа, даже тяжёлая, это не признак болезни.

Так вот, чтобы проверить подозрительный «переутомительный» постулат, я однажды решил провести один день в рядовой школе Инкогнито. И понаблюдать её жизнь изнутри. В конце дня в моей записной книжке были отмечены три основные причины возникновения переутомления детей.

1. Первая причина – постоянный шум, галдёж, гвалт и крики, доходящие до 100–120 децибел на переменах и периодически во время уроков. Перемены длительностью 10 минут – это не разгрузка, а получение детьми огромной порции шумового хлама, который приходится стоически переваривать.

Происходит перегрузка барабанных перепонок. Специалистам известен термин «шумовая усталость». Любой человек к вечеру будет убийственно уставшим, например, на аэродроме, даже если он целый день там загорает на солнышке в шезлонге и пьет лимонад, но рядом с ревущими самолётами.

2. Вторая причина – многочисленные мини-стрессы, которые приводят организм ученика в состояние напряжения, беспощадно изводя его нервную систему.

Десять-пятнадцать дребезжащих звонков с урока на урок. Плюс четыре-пять вызовов к доске. Плюс пять-шесть циничных подколок, оскорблений, упрёков, подножек сверстников, ожиданий, что вот-вот вызовут к доске.

А ещё очереди в туалет, пропажи ручек, денег, мобильных телефонов и прочее – всего двадцать-двадцать пять мелких стрессов в день. Тут у любого пошатнутся нервы. К концу дня ученик окончательно вымотан.

3. Третья причина – большинство уроков неинтересны. И как только учителя умеют превращать живое общение в невыносимую скучищу??? Да ещё когда надо запоминать, заучивая ненужное, неинтересное, неполезное. От этой монотонной работы можно действительно переутомиться!

Попробуйте сами посидеть на скучном производственном совещании, где с трибуны часами произносятся монотонные доклады, – да вы вымотаетесь за два часа!

...Вот если бы учебники были интересными!.. Вот если бы процесс обучения был насыщенным и нескучным!.. Вот если бы учителя всё время не назидали!.. Вот если бы вместо бесконечных стрессов было бы разнообразие навыков и умений!

А у нас решили... разгрузить скучные учебники, которые от этого не стали менее скучными. То есть, вынули из банки с кислыми огурцами половину огурцов, в надежде, что оставшиеся огурцы станут очень вкусными.

И вот уже появились тысячи родителей, которые не хотят таких упрощений программы, от которых нет ни знаний, ни перспектив для ума. Никто уже не в силах терпеть унылые, скучные и бесполезные уроки.

Свыше 15% родителей готовы забрать ребенка из школы хоть куда – на хоумскулинг, в экстернат, за границу...

Так что вопрос к медикам: причём здесь количество уроков и домашних заданий?

Потому что если диагноз поставлен неверно, то и лечение будет напрасным.

Владимир Спиваковский