"СПИСОЧНАЯ КУЛЬТУРА" - Юрий Христензен

"СПИСОЧНАЯ КУЛЬТУРА" - Юрий Христензен

В связи с переходом на онлайн обучение в нашей Школе теперь выдают электронные сертификаты. Имя и фамилия берутся из анкеты. В анкете так и записано "имя-фамилия". Но некоторые участники упорно пишут фамилию на первом месте.
Решил погуглить историю этого вопроса. Оказалось, что до 40-х годов прошлого века для самоидентификации использовали имя-фамилию. Почитайте литературу того времени. Никому в голову не приходило сказать Бульба Тарас или Ларина Татьяна.
Перед именем можно было указать чин в сословной иерархии. Обращаться к друг другу по фамилии допускалось либо среди друзей, либо сверху вниз - учитель к ученику. Так было несколько столетий, пока в 40-х годах прошлого века что-то не сломалось.
А что происходило накануне и во время 40-х годов? Голод, репрессии, война, карточки на продукты. Постоянные переклички в армии, Гулаге и в очередях за всем и вся. И многочисленные списки на расстрел, призыв или получение трудодней.
Экономика окончательно стала распределительной, а государство превратилось в инструмент учета и контроля. За человека все решала власть. Его задачей было заполнить многочисленные анкеты, отозваться на перекличках и идти строить коммунизм.
Имя-фамилия, как элемент самоидентификации, превратились в фамилию-имя-отчество, как элемент списка. Гражданин превратился в винтик государственной машины. От него ничего не зависело. Наоборот, он полностью зависел от государства.
У людей этой эпохи атрофировались навыки жизни в свободном конкурентном мире. У них сохранились тоска по СССР и желание вновь стать объектом учета и контроля со стороны государства. Потому что винтиком быть проще, чем гражданином.