Спустя двадцать лет на свою родину —
в Украину — приехала известная американская спортсменка без ног, призер
Паралимпийских игр Оксана Мастерс, передает Спектр Новости со ссылкой на Факты.
Оксана Мастерс — под этим именем девушка стала известна в США. До семи лет ее звали Оксана Александровна Бондарь и жила она в Изяславском интернате для детей-инвалидов. В ее тоненьком личном деле среди подробностей всего несколько строк: родилась 19 июня 1989 года в Хмельницкой области, родители отказались от дочки сразу после ее рождения. Девочка появилась на свет с множеством физических патологий, поэтому больничная карта была куда внушительнее личного дела: перепонки между пальцами, по шесть пальцев на ногах, на руках — по пять, но без больших пальцев, деформированные кости ног, неправильная форма почек…
Физические недостатки ребенка списывали на последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Родители девочки были переселенцами из зоны отчуждения. Борьбу за выживание Оксана начала с момента рождения. Даже сейчас, прожив двадцать лет в благополучной Америке, о днях, проведенных в детском доме, девушка предпочитает лишний раз не вспоминать. И даже боится подумать, что бы с ней было, если бы однажды вечером ее, пятилетнюю девчушку, не привели в кабинет директора на встречу с миловидной женщиной, говорящей на непонятном языке. С того морозного декабрьского вечера для 43-летней американки Гей Мастерс тоже началась борьба — за Оксану и ее здоровье. Тогда женщина и представить не могла, что ее дочь станет известной спортсменкой, представляющей страну на Паралимпиадах. Причем как на летних соревнованиях (гребля на каноэ), так и на зимних (биатлон и лыжные гонки).
*Спортсменка стала призером летней Паралимпиады в Лондоне (2012 год) и зимней в Сочи (2014-й)
Лишь теперь Гей Мастерс смогла осуществить самую сокровенную мечту своей приемной дочери — увидеть Украину. Семья Мастерс прилетела в Киев всего на несколько дней, но, попав в круговорот встреч, записей на телевидении и радио, интервью, поездок, они потеряли счет времени.
Вот и наш разговор состоялся после «круглого стола», посвященного воспитанию детей-инвалидов. Поймала себя на мысли, что вообще не чувствовала официоза во время мероприятия, проходившего в «Американском доме». Это была встреча давно не видевшихся друзей. Восьмилетняя Влада (девочка пришла с приемной мамой) растрогала спортсменку до слез, подарив сделанную собственноручно куклу-мотанку, ленту для волос, деревянные бусы и рисунок. Фото на память, автографы, дружеские объятия… Еще около получаса Оксана общалась с парнем, потерявшим ногу в АТО. Молодые люди увлеченно обсуждали технические характеристики и возможности современных протезов.
— Оксана, подозревали ли вы, что будете так популярны в Украине?
— О! Ні! — восклицает по-украински Оксана, а затем продолжает на английском: — Это потрясающе! В Украине очень гостеприимные люди! Столько встреч, столько знакомств. Эмоции меня переполняют. Все эти годы я жила мечтой о поездке на родину. И когда летом этого года поступило приглашение от посольства США в Украине на несколько дней прилететь в Киев, мы с мамой ни минуты не сомневались. На моей первой Паралимпиаде в Лондоне в 2012 году я так хотела, чтобы мне кто-то подарил значок сборной Украины. И вот сейчас, во время этого «круглого стола», президент Паралимпийского комитета Украины Валерий Сушкевич вручил мне такой значок. Я так счастлива! Горжусь, что родилась в Украине.
— Перед поездкой Оксана очень волновалась, — улыбается мама девушки Гей Мастерс (на фото). — Все время твердила: «Что мы там будем делать? Мы же в Украине никого не знаем. Вдруг я никому не понравлюсь?»
— Хочу задать вам обеим вопрос: помните ли вы тот день, когда впервые увидели друг друга?
— Мне было пять лет, — вспоминает Оксана. — Был темный и холодный вечер. Я, как и другие дети, уже спала в кровати под одеялом, когда меня позвали в кабинет директора. Было тяжело идти из-за надетой одежды — пара свитеров, колготы, штаны. Я была такой неповоротливой. В кабинете находились несколько человек, но первой я увидела Гей и почему-то подумала, что это моя мама. Она меня обняла и подарила мягкую игрушку. Правда, после этой встречи ей пришлось сразу уехать, еще нужно было оформить множество документов на удочерение. Она оставила свою фотографию, которую повесили на стене возле моей кровати. Я очень боялась, что Гей не вернется за мной.
— Процесс удочерения занял полтора года, — рассказывает Гей Мастерс. — Как я нашла Оксану? Мои знакомые через международный фонд усыновили мальчика из России и предложили это сделать и мне. Я давно мечтала о ребенке. В фонде мне показали фотографию Оксаны, не скрывая, что она — инвалид. На фото была милая девчушка с розовыми щечками. Первая мысль — мой ребенок! И я полетела в Украину. Конечно, очень сильно боялась ехать в бывший Советский Союз. Мы добрались до какой-то, как мне показалось, маленькой деревушки уже ближе к полуночи. Детский дом мне запомнился холодным и мрачным, каким-то заледенелым.
Когда привели Оксану, она еще не до конца проснулась и выглядела напуганной. Ни слова не говорила по-английски. В свои пять лет ростом девочка была меньше метра и весила всего 15 килограммов. Хотя в глазах малышки я увидела, что она — победитель по жизни. К тому времени в Украине Оксана уже перенесла пять операций. Первые годы после удочерения я очень боялась, чтобы у девочки не выявили рак, ведь она получила большую дозу облучения.
— А как Оксана восприняла перемены в своей жизни?
— Поначалу дочка очень переживала, что, если она не будет слушаться, я верну ее обратно, — отвечает Гей. — Директор детского дома всегда пугал воспитанников, мол, у тех, кто плохо себя ведет, не будет родителей. Но в конце концов Оксана поняла, как сильно я ее люблю. Мы вместе уже столько пережили. В восемь лет дочке пришлось ампутировать одну ногу, а в двенадцать и вторую. В Америке она перенесла в общей сложности десять хирургических вмешательств — на руках, ногах и… зубах. Слава Богу, у нас хорошая медицинская страховка, покрывающая все расходы, в том числе и на современные протезы.
Из Нью-Йорка нам пришлось переехать, потому что там зимой много снега и очень скользко. На протезах Оксане было сложно ходить. Мы поселились в Луисвилле поближе к реабилитационному центру. С дочкой постоянно работали реабилитологи, психологи.
— Знаете, в детстве не осознаешь, что ты не такой, как все, — говорит Оксана. — Отсутствие руки или ноги не делает нас другими. Мы ведь все не идеальны. Мне, как и обычному ребенку, хотелось бегать и прыгать. Я любила лазить по крышам и по деревьям. Ездила на велосипеде, играла в футбол и бейсбол. Мама мне разрешала все. Если у меня что-то не получалось, я искала возможность все-таки преодолевать трудности. Никогда себя не жалела, была очень упрямой. И когда мне говорили: «Ты с этим не справишься», это, наоборот, придавало сил. Училась на своих ошибках.
Даже когда Оксане ампутировали одну ногу, девочка на протезе освоила коньки и много времени проводила на катке. Занималась и верховой ездой, но после того, как неудачно зацепилась протезом за упряжь и конь несколько метров протянул ее по земле, этот вид спорта пришлось оставить. Пробовала она свои силы и в сидячем волейболе.
— В Америке для детей-инвалидов очень много реабилитационных центров и спортивных лагерей, — рассказывает Гей Мастерс. — Оксана посещала обычную школу, никаких поблажек никто ей не делал. Я состою в международной группе матерей, в одиночку воспитывающих ребятишек с особыми потребностями. Мы получаем хорошую поддержку. В группе около 600 детей, с которыми работают 1200 волонтеров. Каждое лето Оксана отправлялась в спортивный лагерь, где занималась бегом, плаванием, греблей. Именно в гребле дочь и выиграла свои первые серьезные соревнования, а затем и отбор на Паралимпиаду.
На Играх-2012 в Лондоне Оксана Мастерс в паре с Робом Джонсоном стала бронзовым призером. К слову, Джонсон потерял обе ноги на войне в Афганистане. Во время нынешней поездки девушка с энтузиазмом восприняла приглашение навестить раненых в Киевском центральном военном госпитале.
— Когда мы приехали в госпиталь, я была, честно говоря, шокирована, — рассказывает Оксана. — Чтобы встретиться с ребятами, мне пришлось преодолеть неимоверное количество ступенек. Как с этим справляются люди на колясках, без ног, на костылях? Почему такие отделения разместили на втором этаже здания без лифта? Мне очень понравилось общаться с бойцами. Я показывала, как снимаются протезы, как спокойно могу обходиться и без них. Объяснила, что нет ничего страшного в отсутствии ног или рук. И для таких людей нет ничего невозможного. Все преграды у нас в голове. Рассказала, что наступят дни, когда им будет очень тяжело. Но в конце концов их тело ко всему приспособится.
— Гей, помогает ли Оксана вам по хозяйству?
— Сейчас у дочери очень плотный график и ее редко можно застать дома. Но она умеет готовить и убирать. Причем убирает она намного лучше меня (смеется).
После переезда в Америку Оксана очень часто просила меня приготовить борщ и кашу, которыми детей постоянно кормили в детском доме. В то время я преподавала в университете, бабушка одного из моих студентов была родом из Украины. Узнав, что я удочерила девочку из ее родной страны, она передала мне рецепт борща. Ради Оксаны я научилась готовить эти блюда. Правда, попробовав борщ в Украине, поняла, какие коррективы нужно внести в мой рецепт.
— Дочь спрашивала у вас разрешения сделать себе татуировку?
— Нет, — говорит Гей. — Когда Оксане исполнилось восемнадцать, у нее появилась первая татуировка. Я предупредила дочку, что, если ей занесут инфекцию, лечением заниматься не буду (улыбается).
— У меня много тату, — хвастается Оксана. — Первая из них — ключик с замком. Я увидела красивый рисунок и очень захотела такую татуировку. Потом появилась вторая. Это роза. С одной стороны она красивая, цветущая, а с другой — увядшая и блеклая. Но тем не менее роза всегда остается розой, даже если немного увянет. Считаю, что люди красивы независимо от цвета кожи, длины волос или наличия рук-ног… На плече — цветок, с которого ветер сдувает лепестки, и они, улетая, превращаются в бабочек — есть надпись: «Отпусти и будь свободным».
*Оксана Мастерс: «Я хотела, чтобы люди, увидев эти фотографии,
смогли еще раз убедиться в том, что тело человека с ограниченными
возможностями тоже может быть красивым»
— Оксана, вы совершили смелый и неординарный поступок, снявшись в откровенной фотосессии для спортивного календаря.
— Я хотела, чтобы люди, увидев эти снимки, смогли еще раз убедиться в том, что тело человека с ограниченными возможностями тоже может быть красивым. Но я не подозревала, что мои откровенные снимки станут популярными во всем мире. Мне начали звонить друзья: «О! Мы видели в Интернете твои фотографии. Ты классная!» Меня начали узнавать даже в других странах.
— О чем мечтаете?
— Хочу выиграть паралимпийское «золото», пока у меня только «бронза» в гребле и «серебро» а также «бронза» в лыжных гонках. И еще очень хочу попробовать себя в беге. Но пока у меня, к сожалению, нет средств, чтобы приобрести специальные протезы для бега. Надеюсь, эта моя мечта все-таки сбудется.