Сто великих украинцев — Галшка Гулевичевна

Сто великих украинцев — Галшка Гулевичевна

Меценатка, основательница Киевской братской школы — предтечи первого украинского университета Киево-Могилянской академии, защитница интересов украинской православной церкви.

Елизавета, (на польский манер — Галшка или Галжбета) родилась в селе Затуринцы (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) на берегу живописной Турий, в благородной шляхетской семье Гулевичей. Некоторые из предков Елизаветы Гулевич (или Гулевичецны, как говорили в то время) были православными священниками — к примеру, её дед, Феодосии, с 1540 г. служил епископом Луцка. Отец Елизаветы занимал должность владимирского подстаросты и воеводы волынского.

Впервые Елизавета вышла замуж в 1594 г. за Христофора Потия — сына владимирского епископа Ипатня. Первый муж вскоре умер, не дождавшись рождения дочери Екатерины. В 1601 г. Гулевичевна переехала в Киев, где, как и многие представители шляхты, того времени, имела несколько усадеб и дворов. В 1606 г. она во второй раз вышла замуж за уважаемого человека — маршалка мозырского и подчашия киевского Стефана Лозку. С того времени в документах Елизавета стала подписываться двойной фамилией — Лозчина-Гулевичевна. Второй муж был намного старше её, поэтому Галшка вскоре овдовела вторично. Сын от второго, брака, Михаил, жил с семьей на киевском Подоле, по соседству с двором матери.

В 1615 г. киевские мещане, шляхта и духовенство основали в Киеве на Подоле при Богоявленской церкви православное братство со школой для обучения своих детей. «Училище отрокам языка славяноруского, эллино-греческого и других наук» было создано в противовес католическим иезуитским коллегиумам, к тому времени основанным в разных украинских городах и обучавшим на латыни. Учебная программа Киевской братской школы, состоявшая из пяти классов, предполагала изучение «семи вольных наук» — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Как и в прочих украинских «греко-славянских» братских школах, большое внимание уделялось изучению церковнославянского и греческого языков. Кроме того, в программу входило изучение латыни, польского и «руского» (украинского) языков. Таким образом ученики получали всестороннее образование, пригодное как для пребывания в славяноязычных странах (Балканы, Беларусь, Московское государство), так и в Западной Европе. К 'тому же, латынь и польский язык были необходимы выпускникам, предполагавшим делать карьеру в польском правительстве, ведь эти языки использовались в судах и административных учреждениях. Киевская братская школа стала, по определению православного иерусалимского патриарха Феофана, школой «эллино-славенского и латино-польского письма». Первый ректор школы И. Борсцкнй позаимствовал у Львовского православного братства учебники греческого и славянского языков, напечатанные во Львове. В 1619 г. М. Смотрицкий издал «Грамматику словенскую», а в 1627 г. в Киеве был напечатан «Лексикон славяноруский», толкующий церковнославянские слова обычным языком.

Братская школа стала центром просвещения не только для украинских земель, среди её учителей и учеников были представители Беларуси и России. В ней обучались и дети киевской общественной элиты: сыновья бургомистров Л. и П. Балыки; дети священников И. Сакович, Я. Ставровецкнй, Л. Беринда, И. Тарнавский; сыновья шляхтичей и казацкой старшины И. Пельчицкий, Кизименкоидр.

Деятельность школы основывалась на педагогических принципах, зафиксированных в 1586 г. в уставе Львовской школы «Порядок школьный», а часть преподавателей Киевской школы прежде работала во Львовской братской школе и типографии. Львовский устав гласил, что «учитель должен одинаково любить всех детей, как сыновей богатых, так и убогих; похвалы же заслуживали ученики, достигшие значительных успехов в учебе, хотя бы они происходили и из бедных семей».

15 октября 1615 г. Гулевичевна составила и подписала дарственную грамоту и в присутствии свидетелей внесла сё текст в актовые книги Киевского воеводства. В ней она указала причину своего поступка и «адресата», которому предназначался этот дар. Руководствуясь любовью к православному украинскому сообществу, Галшка передала свою усадьбу Киевскому православному братству для размещения там Богоявленского братского монастыря со школой для обучения детей горожан и шляхты. 1615 г. считается годом основания Киевской братской школы — будущего университета «Киево-Могилянская академия». Имя Галшки Лозчиной-Гулевпчевны навсегда вошло в список почетных основателей этого учебного заведения.

После смерти второго мужа Гулевичевна оставила Киев и остаток жизни, провела в родовых имениях на Волыни, где в селе Тростянец основала Троицкую церковь. Она также принимала активное участие в деятельности Луцкого братства. В 1641 г. Гулевичевна составила завещание, согласно которому почти все свое имущество завешала Луцкой братской школе и Крестовоздвиженской церкви, где и была похоронена в 1642 г.