Сто великих украинцев — Максим Созонтович Березовский

Сто великих украинцев — Максим Созонтович Березовский

Украинский композитор, скрипач, певец, произведения которого вошли в сокровищницу украинского и мирового искусства. Академик-композитор Болонской филармонической академии (Италия).

В биографии Максима Созонтовича Березовского немало «белых пятен». Документальные материалы почти не сохранились, а жизнеописания композитора, созданные после его смерти, основаны на предположениях. Его трагическая смерть, самобытность таланта, короткая жизнь могли бы стать привлекательным романтическим сюжетом. Довольно длительное время место Березовского в истории отечественной музыкальной Культуры определялось исключительно его вкладом в развитие духовной музыки. Однако в XX в. были обнаружены и светские произведения, художественные достоинства которых лишь подтвердили уникальность таланта автора. Неизвестные доселе произведения Березовского дали возможность отодвинуть начало формирования российской (и украинской) композиторской школы с 1780-х годов (когда творил еще один известный украинский композитор — Д. Бортнянский) до 1760-х. Именно тогда Березовский создал свои лучшие хоровые концерты, инструментальные произведения и оперы.

Отец будущего композитора был небогатым украинским дворянином. Место рождения Березовского точно не известно, а детство прошло в Глухове на Сумщине — резиденции гетмана К. Разумовского. Там маленький Максим учился в известной певческой школе, основанной по инициативе гетмана Д. Апостола. Ученики изучали «киевское», «четырехгласное» и «партесное» (на несколько партий) пение, нотную грамоту, игру на цимбалах и бандуре. В школу принимали как малолетних, так и взрослых учеников. На протяжении двухлетней учебы они пели в школьном хоре и глуховской Николаевской церкви; посещали оперные, балетные и драматические спектакли, хоровые и симфонические концерты при гетманской резиденции. Высокий профессиональный уровень обучения позволял ежегодно десяти воспитанникам школы вступать в придворную капеллу в Петербурге.

Свое образование Максим продолжил в Киевской академии, где начал писать первые музыкальные духовные произведения — канты, быстро ставшие популярными.

Имея прекрасный бас, он с 1758 г. стал солистом-певцом капеллы при дворе великого князя Петра Федоровича — будущего императора Петра III, в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов под Санкт-Петербургом); с 1759 г. участвовал в постановках итальянских опер. После вступления в 1761 г. на престол Петра ГП Березовского перевели в итальянскую придворную труппу, где он совершенствовал мастерство у итальянских певцов и композиторов, служивших при русском дворе. В 1763 г. он женился на дочери валторниста придворного оркестра Францине Юбершер выпускнице ораниенбаумской театральной школы, танцовщице придворного театра.

В 1760-х годах Березовский, служивший придворным камер-музыкантом, создал ряд хоровых церковных концертов. Его композиторское мастерство получило множество одобрительных отзывов современников — хвалили за хороший вкус и мелодичность произведений/ «История российской музыки» пишет, что хоровой концерт классического типа М. Березовского объединил традиции отечественного церковного пения «а капелла» (без инструментального сопровождения) с пением итальянских хоровых школ. Он утвердился в 1760-х годах благодаря произведениям итальянцев, работавших в России, а также хоровым кантатам первого автора в этом жанре — украинца Березовского.

Весной 1769 г. Березовского направили в Болонскую филармоническую академию, где он обучался до 1771 г. Это наиболее престижное учебное заведение с XVII в. готовило музыкантов для всей Европы. Доверие к мастерству выпускников Академии основывалось на высоком научном и педагогическом авторитете её главы — знаменитого композитора Дж.-Б. Мартини, которого современники называли «богом музыки». Он и стал учителем Березовского.

Для получения звания академика предстояло не только пройти три уровня обучения, а и сдать экзамены — написать музыкальное произведение. Березовскому пришлось создать полифоническую (многоголосную) композицию в определенном стиле на заданную тему. Несколько месяцев назад такой же экзамен выдержал 14-летний В.-А. Моцарт. В 1771 г. Березовский получил статус иностранного члена Болонской академии. Иностранцу этот титул давал право работать капельмейстером. Протокольная рукопись «антифона» Березовского, подписанная «Massimo Berezovsky», до сих пор хранится в архиве академии.

Пребывание Березовского в Италии не ограничилось лишь Болоньей, композитор посещал Венецию, где получал стипендию, и бывал в Ливорно, где стояла российская морская эскадра. Для традиционного зимнего карнавала в Ливорно Березовский написал оперу «Демофонт». Предание утверждает, что сделал он это по желанию командующего российской флотилии Орлова. Премьера оперы состоялась в феврале 1773 г. и получила одобрительные отзывы прессы. Одна из газет Ливорно писала: «Среди спектаклей, данных во время последнего карнавала, особенно выдающейся является опера, написана сеньором Массимо Березовским, российским капельмейстером, пребывающим на службе Её Императорского Величества Императрицы Всея России. Эта опера соединяет живость и хороший вкус с владением музыкальной техникой».

Прожив в Италии свыше четырех лет, Березовский побывал и в других городах. На рукописи его «Сонаты для скрипки и чембало» обозначено место написания — Пиза.

Болонская академия не ограничивала студентов только жанром духовной музыки и не возражала против их дальнейших карьер оперных композиторов или придворных капельмейстеров. Березовский, воспользовавшись этим правом, расширил свои знания в области музыкального театра и усовершенствовал навыки создания пьес для разных музыкальных инструментов. Кроме уже упомянутой «Сонаты», в итальянских архивах были выявлены «Симфония» и три клавирные сонаты. К сожалению, до сих пор не найдены партитуры кантаты и концерта, о существовании которых известно из разных источников.

В октябре 1773 г. композитор вернулся в Петербург. Блестящее завершение итальянского путешествия молодого академика, превосходные отзывы о постановке его оперы, постоянный и стабильный успех при дворе, неизменный со времен юности, давали Березовскому основания надеяться на успешную карьеру. И действительно, архивные находки свидетельствуют, что после возвращения в Россию Березовский был назначен в штат императорских театров, а через восемь месяцев — капельмейстером придворной капеллы. Это была высокая должность для российского музыканта того времени.

Вершиной творчества Березовского в области духовной музыки стал гениальный концерт «Не отверзи меня во время старости». Национальная самобытность произведения в сочетании с виртуозной полифоничностью сделали его ярким образцом российского музыкального классицизма.

О последних годах жизни Березовского известно мало. Некоторые биографы утверждают, что композитор не был признан на родине и это стaлo причиной его ранней гибели. Обстоятельства его смерти «обросли» подробностями, впоследствии не подтвердившимися. Как сообщает большинство источников, Березовский начал пить и 24 марта 1777 г. покончил с собой на 32-м году жизни. Первый биограф композитора — киевский митрополит Е. Болховитинов, в 1804 г. писал, что у Березовского была «ипохондрия» (депрессия), от которой он «впал в горячку и беспамятство» и «зарезал себя». Современная же исследовательница творчества Березовского М. Рыцарева в статье «А было ли самоубийство?» доказывает, что, скорее всего, композитор в последние годы жизни страдал каким-то душевным заболеванием, чем и объясняется его «ипохондрия». Умер же Березовский от болезни, сопровождавшейся высокой температурой, — «лихорадки».

М. Березовский стал первым представителем новаторского раннего классического стиля в украинской музыке, одним из основателей хорального направления, автором первых образцов камерно-инструментального и оперного жанров в отечественной музыке. Несколько циклов его духовных композиций для хора исполняются без инструментального сопровождения, «а капелла». Значительное влияние на творчество композитора оказали лучшие образцы западноевропейской и отечественной хоровой барокковой музыки. Его творчество можно рассматривать как глубоко национальное.

Перу Березовского, кроме вышеуказанных, принадлежат незавершенная опера «Ифигения», 17 хоровых концертов, цикл литургийных песнопений. В наши дни творческое наследие украинского композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Д. Бортнянским и А. Веделем М. Березовский, один из талантливейших композиторов XVTII в., оставил потомкам уникальные образцы духовной музыки, относящиеся к «золотому веку» украинской музыки.