Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Н. Лысенко связан период становления профессиональной музыки, театра и художественного образования в Украине.
Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в селе Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине (ныне Семеновский р-н Полтавской обл.) в казацко-помещичьей семье, чьи корни уходят к легендарному казацкому предводителю Вовгуре Лису. Основателем рода Лысенко считается Яков Лысенко, участник Освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Его сын Иван стал военным и политическим деятелем, получил чин полковника и был приказным гетманом. После того, как большинство казацкой старшины перешло в русское дворянство, Лысенки также стали дворянами. Отец же Николая — Виталий Романович — был полтавским дворянином и служил, по тогдашнему дворянскому обычаю, в войске. Николай, нарушив эту давнюю традицию, основал новую — поколение талантливых музыкантов. Мать Николая происходила из дворянского полтавского рода Луценко.
Родители Николая, достаточно зажиточные люди, пестовали ребенка. Он ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным мальчиком. С малых лет учили его русской грамоте, а далее стали учить французскому языку, танцам и игре на фортепиано. Так воспитывали большинство дворянских детей. И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, украинском народе, он жил среди него. Отец хорошо знал родной язык и охотно им пользовался, на украинском языке общались и многочисленные господа, часто навещавшие семью Лысенко, так как любил старый пан поздравить гостей и умел оказать им почести.
Слышал украинскую речь маленький Николай и у своей бабушки — Марии Васильевны Булюбаш. Эта старосветская помещица очень любила украинские народные песни, сказки, присказки. Вместе с ней слушал эти песни внук и впервые душа его проникалась печалью, искренностью и богатством родной песни.
Родное село, родной язык, родная песня — бессмертные источники, которые не одного человека напоили пылкой любовью к своему краю. Более всего нравилась мальчику песня, так как очень рано проявились у него музыкальные способности. Любил он слушать, как играет на фортепиано мать (а играла она очень хорошо), мог стоять возле нее часами, а в скором времени и сам выучился одним пальцем подбирать мелодии. Мать заметила интерес сына к музыке и наняла учительницу, но Николай категорически воспротивился — учить его будет только мама. Наука пошла очень быстро, и мальчик уже в 6 лет удивлял слушателей необыкновенной для ребенка скоростью пальцев и незаурядным музыкальным слухом.
В 9 лет его отвезли в Киев, в школу Гедуэна. Учился Николай хорошо, был одним из первых, но не оставлял и музыки. Учителями его были чехи Нейнкивч и Паноччини, и маленький музыкант приводил их в изумление своими успехами.
Закончив школу Гедуэна, которая приравнивалась к трем классам гимназии, Николай поступил в четвертый класс гимназии в Харькове. Музыкальное обучение также продолжалось, и с каждым годом он играл все лучше и лучше. Под руководством педагогов — известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, он играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкальному вкусу.
По окончании гимназии Н. Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Студенчество пришлось на бурные 60-е годы XIX в., когда менялся общественный уклад, велась борьба против основы старой жизни — крепостничества. Все и вся говорили о жизни и благосостоянии простого люда. «Народ, народное счастье» стало боевым призывом того времени, и призыв этот громким эхом откликнулся в сердцах студенческой молодежи. Идти к народу, работать для него, отдать все силы для его процветания — таковы были главные мысли, овладевавшие душами студентов. И молодой Лысенко увлекся украинским национальным движением — стал изучать и записывать народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. Он хватается за книги об Украине, читает их, представляет, как себя и свое музыкальное дарование посвятит родному краю. Приезжая теперь на лето в родное село, Лысенко ближе знакомится с народом, ходит с фисгармонией на посиделки и вечерницы, восторженно слушает песни и перекладывает их на ноты. А осенью, возвращаясь в Киев, организовывает студенческие хоры, с которыми разучивает украинский песенный репертуар и сам дирижирует ими. К студенческим годам относится его первая попытка создать оперу в соавторстве с двоюродным братом Старицким, написавшим либретто к комедии Стороженко.
В 1864 г. Н. Лысенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в работе «Киевской громады» и близкое знакомство с М. Старицким, В. Антоновичем, Т. Рыльским и другими выдающимися деятелями украинской культуры оказали решающее влияние на мировоззрение юноши. Желая как можно быстрее отдать свои силы народу, он пошел в мировые посредники на Киевщине, однако пробыл на этой должности недолго — музыкальный талант не давал возможности отдать себя другой работе.
На заработанные службой деньги Н. Лысенко выезжает в Лейпциг (1867-1869 гг.) для завершения музыкального образования (у профессоров К. Райнеле — фортепиано, и Э. Рихтера — композиция). Лейпцигская консерватория считалась лучшей. Здесь же, в Лейпциге, в 1868-г. Лысенко составляет и издаст первый сборник записанных им народных песен, в т. ч. и первые 10 песен, которые он сам создал на слова Т. Шевченко. Среди них было «Завещание» для мужского хора и тенора-соло, предназначавшееся, для исполнения во Львове в годовщину смерти поэта. Лейнцигскую консерваторию Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Л. Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем уважительно писали немецкие газеты.
С 1869 г. Н. Лысенко жил в Киеве. Единственным средством к существованию было обучение музыке, и он идет работать в музыкальную школу, дает и частные уроки. Последних довольно много: имя Лысенко уже довольно известно, его приглашают во многие зажиточные семьи. Но он не гонится за такой славой. Получая за учительствование приличный заработок, все свободное время отдает украинской песне: издает новые сборники народных песен, сочиняет собственные, преимущественно к «Кобзарю», пишет пьесы для фортепиано, оперетту «Черноморцы» и оперу «Рождественская ночь». Это была первая украинская опера, и когда её поставили на сцене (впервые в Киеве в 1874 г.), она произвела большое впечатление на слушателей, с того времени все, даже враги, признали талант композитора.Музыкант ощущал, что Лейпцигской консерватории ему недостаточно. Там не учили оркестровке, т. е. переложению музыкального произведения на ноты для оркестра. Поэтому Лысенко оставляет Киев и едет в Петербург, где учится у выдающегося русского композитора Н. Римского-Корсакова. Два года прожил он в столице, его полюбили русские композиторы, просили остаться в Петербурге, обещали хорошую должность, но он не согласился. Его ждала родная Украина, ей он хотел посвятить свои силы. Лысенко вернулся в Киев.
А Украина встретила невесело. В 1876 г. вышел указ, запрещающий печатать книги, пьесы для театра и музыкальные произведения с украинским текстом. Даже простенькую народную песню запрещалось исполнять на концерте, если слова были украинскими. Можно вообразить, как удручал этот запрет композитора, решившего всю жизнь посвятить именно народной песне.
В Киеве Н. Лысенко очень скоро вернул себе положение, которое имел до переезда в Петербург. Заработки даже выросли. Л в свободные часы он, не считаясь с запретом, составляет новые сборники народных песен и компонует свою «Музыку к «Кобзарю» Шевченко».
В 1880 г. запрет с песен и театрального репертуара, хоть и с некоторыми ограничениями, был снят. Окрыленный Лысенко в 1881 г. начинает самую большую свою онеру «Тарас Бульба». Одновременно собирает в Киеве хор, сочиняет новые и новые песни, издает и песни народные в переводе для хора, пишет другую оперу — «Утопленница».
В 90-е годы Н. Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним по Украине. Хотелось показать украинцам все богатство и красоту их родной песни и научить эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Он выступал с концертами как пианист, преподавал фортепианную игру в киевском Институте благородных девиц и частной музыкальной школе, в 1900 г. основал собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.
Настал 1903 год. Это был 35-й год с начала творческой деятельности композитора, и Украина решила поздравить своего гениального музыканта. Празднование состоялось 20 декабря. Юбиляр получил около 200 телеграмм и 79 приветственных адресов. Отдельное чествование композитора было устроено в Галичине - оно отличалось еще большим блеском и торжественностью.
Жизненное кредо Н. Лысенко не ограничивалось написанием музыкальных произведений. Важным для него было и развитие исполнительства. Именно Лысенко заложил основы профессионального художественного образования в Украине, открыв в Киеве в 1904 г. свою Музыкально-драматическую школу. Кроме музыкального, там были отделения украинской и русской драмы и первый в Российской империи класс игры на народных инструментах — класс бандуры, который, вопреки всем сложностям его организации, осуществил первый выпуск в апреле 1911 г. Из этой Школы вырос со временем Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко — ведущее творческое заведение Украины в 1918-1934 гг. Выпускники Муздрамина имени Н. В. Лысенко заложили фундамент творческих достижений Украины в XX веке.
Как музыкальный этнограф Н. Лысенко начал работать еще в школьные годы, а чуть позже, находясь на должности мирового посредника в Таращанском уезде, собирал украинские народные песни и изучал их. Его этнографическое наследие — это запись свадебного обряда (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде, запись дум и песен из репертуара кобзаря Остапа Вересая.
Как композитор Н. Лысенко гармонизировал ряд народных песен, составивших 7 выпусков «Сборника украинских песен для голоса и фортепиано» и 12 так называемых «десяток» для мужского и смешанного хоров: «Веснушки», «Купальськое дело», «Колядки-щедровки», «Свадьба», сборник танцев и пр. Особо важное место в его композиторской работе занимают произведения на тексты Т. Шевченко: «Завещание», «Музыка к «Кобзарю», вокально-инструментальные кантаты («Радуйся, нива неполитая», «Бьют пороги»), хоровые произведения «Гайдамак», «Иван Гус» и т. л.
Много произведений Н. Лысенко создал на тексты И. Франко, М. Старицкого, С. Руданского, Леси Украинки, О. Маковея, Н. Вороного и др. Величайшим среди них является гимн «Вечный революционер» (на слова И. Франко), который стал непосредственным откликом на события первой русской революции 1905-1907 гг. Широко распространившись, этот гимн стал народной революционной песней.
Оперное творчество Н. Лысенко также очень разнообразно: народные водевили «Черноморцы» и «Наталка Полтавка», оперетта «Энеида», оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба», опера-миниатюра «Ноктюрн» и детские оперы «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна».
Отдельной строкой в наследии композитора значится первый в украинской музыке вокальный цикл (13 арий и два дуэта) на стихи Г. Гейне в переводе Леси Украинки, М. Славинского, Л. Старинкой-Черняховской и самого Н. Лысенко. Именно к этому циклу относится одно из известнейших его произведений — дуэт «Когда разлучаются двое».
В конце жизни, в 1908 г. Н. Лысенко возглавил первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб» и основанную в 1906 г. первую всеукраинскую организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», в адрес которого поступали средства от концертов и благотворительные взносы из Австралии, Америки, Канады, не говоря уже о всей Европе. В 1911 г. клуб решил отметить 50-ю годовщину смерти Т. Шевченко. Из-за притеснений со стороны царской администрации во главе с киевским генералом-губернатором В. Треповым и министром внутренних дел П. Столыпиным мероприятие было перенесено в Москву. Следствием этого стало полицейское «Дело о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечении членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность». Одним из пунктов обвинения была широкая просветительская, в том числе и хоровая деятельность композитора. Через четыре дня после оглашения этого постановления Николай Витальевич умер от сердечного приступа.
Вообще, Н. Лысенко, где только мог, старался сплотить людей, особенно творческую молодежь, вокруг национальной идеи. Так было и с Киевским литературно-артистичным обществом. Открытое в 1895 г. как форпост русской культуры, оно постепенно превратилось в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, за что и было закрыто в 1905 г.
Не менее масштабной по степени влияния на развитие украинской культуры была и театральная деятельность композитора. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, а, сотрудничая с труппами корифеев украинского театра, создал музыку еще к 10 драматическим спектаклям.
Главного своего детища — оперы «Тарас Бульба», он так и не увидел, несмотря на предложение П. Чайковского оказать содействие её постановке на московской сцене. Его оперное наследие продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.
Н. Лысенко достиг непревзойденных для его времени вершин в создании хоровых произведений и хоровом дирижировании. Достаточно вспомнить такую жемчужину хорового полифонизма как «Туман волнами ложится» из оперы «Утопленница». Хоровыми дирижерами и композиторами стали и его талантливые ученики — Александр Кошиц, Кирилл Стеценко, Яков Яциневич.
Один из лучших пианистов-виртуозов в свое время, он оставил свыше 50 фортепьянных произведений. На Рождественские праздники 1867 г. студент Лейнцигской консерватории Н. Лысенко с огромным успехом представил в зале пражской «Умелецкой беседы» собственные фортепиянные аранжировки десяти украинских народных песен. К сожалению, до нас дошла лишь одна из них — «Гей, не дивуйте, добрії люде, что на Вкраїні повстало». Н. Лысенко принадлежат первые в украинской музыке фортепиянные рапсодии «Золотые ключи» (1875 г.) и «Думка-Шумка» (1877 г.). Среди его произведений прелюдии, вальсы, ноктюрны, мазурки, марши и полонезы, песни без слов. Особенно выразительно они звучали в авторском исполнении.
Лысенко почти не писал духовной музыки. Но среди шести ныне известных его религиозных произведений, чрезвычайно красивых и высокоэмоциональных, есть такие шедевры, как хоровой концерт «Куда пойду от лица твоего, Господи?», «Херувимская песня», кант «Пречистая дева, Мать Русского края», которые поют почти все хоровые коллективы Украины и диаспоры.
В открытую массовую (лишь хористов, по подсчетам А. Кошица, было около 1200) политическую демонстрацию вылились похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь впервые встала тогда на защиту национальной святыни, окружив траурную процессию и не давая полиции проводить аресты.
Но высочайшей наградой композитору является, наверное, не просто дань памяти и уважение потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух гимнов, утверждающих духовное величие Человека и Народа. Это «Вечный революционер» (1905 г.) на стихи И. Франко и «Детский гимн» на стихи О. Кониского (1885 г.) — всемирно известный теперь как «Молитва за Украину "Бог Великий, Единый!"», с 1992 г. утвержденный официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).