Сто великих украинцев — Николай Васильевич Гоголь

Сто великих украинцев — Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля)* 1809 г. в селе Большие Сорочинцы (ныне Полтавская обл.) в семье помещиков среднего достатка (писателя Василия Гоголя). Детство его прошло в селе Василивцы (Яновщина, ныне Гоголево) возле Миргорода, где он воспитывался в имении родителей до 10 лет. Василий Афанасьевич умер, когда сыну было 15 лет. Но считают, что сценическая деятельность отца, который был человеком веселого нрава и замечательным рассказчиком, повлияла и на вкус Николая, рано обнаружившего склонность к театру. Жизнь в селе до школы и после, в каникулы, проходила в обстановке малороссийского быта, господского и крестьянского. Эти впечатления стали основой будущих малороссийских повестей Гоголя, его исторических и этнографических очерков. Со временем, уже из Петербурга, он постоянно обращался к матери, когда требовались новые бытовые детали для малороссийских повестей. Влиянию матери приписывают и склонность к религиозности, которая впоследствии овладела всем естеством писателя.

В 1819 г. Николая с младшим братом отправили в Полтавское уездное училище, но смерть брата прервала обучение. Образование Николай продолжил в Нежинской гимназии высших наук, куда поступил в июне 1821 г. Юный Гоголь не выделялся среди гимназистов — его считали середнячком. Не был он и старательным учеником, однако имел замечательную память: за несколько дней успевал подготовиться к экзаменам и легко переходил из класса в класс. Школьные науки его мало интересовали, зато Гоголь увлекался театром: с пристрастием играл в школьных спектаклях, много времени уделял их подготовке. По воспоминаниям школьных друзей, Николай умел воссоздавать смешные черты людей. Этот комический дар ярко проявился в его театральных увлечениях. Наряду с театром он чрезвычайно интересовался литературой: вместе с друзьями читал Жуковского, Батюшкова, Пушкина и др. По инициативе Гоголя, в гимназии был создан школьный журнал' «Звезда». Он помещает в нем повесть «Братья Твердиславичи», много стихотворении, сатирический обзор «Кое-что о Нежине, или дуракам закон не писан». Уже в гимназии в его характере появились черты скрытности, которые будут определять всю дальнейшую жизнь. В это же время у Гоголя зарождаются мечты о большом деле, великом призвании. Он мечтает об общественной деятельности, верит, что должен осуществить что-то чрезвычайно грандиозное в жизни.

Нежинскую гимназию Гоголь закончил в 1828 г. Мечтая об юридической карьере, в том же году приехал в Петербург. Но юного «завоевателя» ждало жестокое разочарование: скромные средства в большом городе быстро растаяли, как растаяли и надежды на скорую блестящую карьеру. Однако, в запасе было много настойчивости и практической предприимчивости: он пробует поступить на сцену, стать чиновником, заняться литературой. В актеры его не приняли; служба была такой бессодержательной, что он начал ею сразу тяготиться. Тем больше привлекала литературная деятельность.

В Петербурге он попал в малороссийский кружок, частично из бывших товарищей, и осознал, что Малороссия вызывает в обществе интерес. Неудачи обратили его поэтические мечты к родной Украине. Но вначале он издал, под псевдонимом В. Алов, романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен» (1829 г.), написанную еще в Нежине. Вскоре после выхода книги сам же уничтожил её, прочитав отрицательные отзывы критики. В беспокойном поиске настоящего дела Гоголь отправился за границу, по морю в Любек, но через месяц вернулся в Петербург (в сентябре 1829 г.).

В 1829 г. Гоголю наконец удаётся поступить на службу в департамент государственного хозяйства. Государственная служба вызвала глубокое разочарование. Мелкая деятельность незначительного чиновника не могла его удовлетворить, он тяготился служебными обязанностями. В апреле 1830 г. он переходит в департамент земельных наделов на должность писаря, а затем помощника столоначальника. Вынужденный тянуть лямку бюрократического существования, Гоголь продолжал настойчиво работать над литературными произведениями. В «Отечественных записках» (февраль-март 1830 г.) он издает без подписи повесть «Басаврюк, или вечер накануне Ивана Купала»; в «Северных цветах» печатает отрывки из исторического романа «Гетман», а в начале 1831 г. «Литературная газета» помещает отрывок из малороссийской повести «Учитель» и статью «Женщина». Все это не могло привлечь внимания большой читательской массы, это были лишь первые шаги. Н. Гоголь знакомится с А. Дельвигом, П. Плетневым. Заинтересовавшись первыми литературными произведениями Гоголя, Плетнев рекомендует его на должность учителя истории в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Новая служба не требовала много времени и значительно улучшила материальное положение писателя.

Литературную славу Н. Гоголю принес цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832 гг.) — «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» и прочие, в которых перед читателем предстал поэтический образ Украины, овеянный преданиями и легендами. Известно, какое огромное впечатление произвели эти рассказы на А. Пушкина. С Пушкиным Гоголь познакомился в мае 1831 г. и нашел в нём товарища и творческого наставника.

Летом 1832 г., впервые после обучения в Нежине, Гоголь приезжает в Украину. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, ставшими впоследствии его близкими друзьями и имевшими на него значительное влияние: М. Погодиным, братьями Киреевскими, М. Щепкиным, С. Аксаковым.

Родные пенаты поначалу окружили милыми деталями привычной обстановки, романтическими воспоминаниями, уступившими затем место тяжелым разочарованиям. Гоголь уже не был восторженным юношей, оставившим родину в поисках несбыточного, жизненный опыт научил вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть час-то печальную, даже трагическую основу.

Осенью 1832 г. он вернулся в Петербург, где взялся за осуществление разнообразных творческих планов. Петербург дал огромный материал для новых произведений о социальных отношениях, что нашло отображение в «Петербургских повестях» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»). В этих повестях Н. Гоголь показал призрачность, лживость столичного мира.

В этот период писатель увлекается идеей создания комедии. В первой половине 30-х годов XIX в. он работает над комедиями «Владимир 3-й степени» (не закончена), «Женитьба» (опубликована в 1842 г.), с пытливостью исследователя изучает жизнь, собирает материалы, необходимые для творчества. Люди, близко знавшие писателя, отмечали его незаурядную наблюдательность, способность сразу же схватывать характерные особенности окружающей среды.

Не добившись успеха на поприще государственной деятельности, Гоголь, уже будучи автором «Вечеров», решает, что многого может достичь на ниве научно-педагогической. Считая, что имеет для этого необходимые знания и талант, а научно-педагогическая работа полностью отвечает его потребностям и возможностям, в 1833 г. Он хлопочет о предоставлении профессорской кафедры в Киевском университете, но место отдано другому. На некоторое время Гоголя назначают адъюнктом истории Петербургского университета. Осенью 1834 г. он начал преподавать. Старательно подготовленные первые лекции удались. Это были мастерские эскизы большой картины исторического движения, в которых ощущалась сила не столько научного исследователя, сколько художника. Однако вскоре выяснилось, что для систематического ведения академических занятий Гоголю не хватает ни терпения, ни знаний. Дальнейшие лекции оказались очень слабыми. Ощутив недовольство аудитории, он почти прекращает педагогическую работу, интерес к ней угасает, и осенью 1835 г. Гоголь совсем уходит из университета. Это была последняя попытка найти себя вне литературы. С этой поры он целиком отдается литературной деятельности.

Почти в то же время Н. Гоголь публикует целый ряд прекрасных произведений, написанных в течение нескольких лет. В начале 1835 г. увидел свет сборник «Арабески», в котором автор поместил вместе с научно-теоретическими статьями свои «Петербургские повести». За ним появляется сборник «Миргород», в который вошли «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий», «Тарас Бульба». Новые произведения Засвидетельствовали особую своеобразность писателя, его оригинальность и значимость. Имя Гоголя стало популярнейшим в литературе.

Осенью 1835 г. Н. Гоголь берётся за создание пьесы «Ревизор» и уже 18 января 1836 г. читает комедию на вечеринке у В- Жуковского. Сюжет этого нового произведения был подсказан Пушкиным, который поведал Гоголю реальный случай с ревизором-самозванцем. Премьера спектакля состоялась на сцене петербургского Александринского театра в апреле 1836 г. Реакционная критика восстала против автора, обвиняя его в клевете на чиновников, на добропорядочных граждан, на общество вообще. Каждая фигура комедии была настолько убедительной и типичной, что буквально с первого появления на сцене персонажи «Ревизора» стали общеупотребительными именами нарицательными.

В сложившейся атмосфере нападок, травли у писателя рождается идея уехать из страны. Летом 1836 г. Гоголь оставляет Россию и отправляется за границу, где находится, с перерывами на приезды в Россию, до 1848 г. Он посещает Германию, Францию, Швейцарию, живёт в больших городах Европы и в конце концов на длительное время оседает в Риме, который чрезвычайно полюбил. Италия, по словам .писателя, стала для него второй родиной.

В Риме Гоголь напряженно работает. Главной темой являются «Мертвые души», задуманные еще в Петербурге в 1835 г. Как и в случае с «Ревизором», на мысль о создании «Мертвых душ» натолкнул Пушкин, давший сюжетную основу поэмы. В России Гоголь прочитал Пушкину несколько глав, которые произвели на великого поэта чрезвычайное впечатление. Работая над «Мертвыми душами» Гоголь тщательно отрабатывал каждую сцену, оттачивал каждую деталь, стараясь достичь совершенства. Не удовлетворившись первой редакцией, он создает вторую, третью, заново переписывает всю поэму...

Пребывание в Италии и постоянная работа над «Мертвыми душами» прерываются в 1839 г. поездкой в Россию, куда Гоголь должен был выехать для устройства дел семьи. И в Москве, и в Петербурге в кругу друзей и почитателей устраиваются чтения глав новой поэмы. Однако писатель не спешит с опубликованием важнейшей работы своей жизни, считает её все еще несовершенной. Вернувшись в Италию, он снова погружается в напряженную творческую деятельность. Параллельно с «Мертвыми душами» работает над завершением «Женитьбы», повестью «Шинель». Заново переделаны уже напечатанные «Портрет» и «Тарас Бульба». Особое внимание писатель уделял «Тарасу Бульбе», создав, по сути, новое произведение.

Однако в центре творческих поисков были, конечно, «Мертвые души». Осенью 1841 г. рукопись была готова к печати. С целью личного контроля за её прохождением в цензуре и печатанием Гоголь снова приехал в Россию. Московскую цензуру рукопись не прошла. И лишь в Петербурге с помощью В. Белинского и после продолжительной борьбы «Мертвые души» были допущены в печать, а в 1842 г. поэма увидела свет. В «Мертвых душах» писатель дал обобщающую картину крепостной России, показал представителей всех социальных слоев, разоблачил современную действительность, вместе с тем в поэме звучит вера в будущее Родины.

Несколько раз за период пребывания за границей Н. Гоголь перенес тяжелые болезни, лишь усилившие его мистические настроения. В своем окружении он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — принимал пророческий тон, делал самоуверенные наставления друзьям, и в конце концов пришел к убеждению, что сделанное им до этого времени недостойно той высокой цели, для которой он теперь считал себя предназначенным. Его пристанищем оставалось религиозное чувство. Он решил, что не может продолжать работу, не исполнив давних намерений поклониться Святому Гробу. В конце 1847 г. он переехал в Неаполь и в начале 1848 г. отправился в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Некоторое время после возвращения находился в Украине (Полтавщина, Одесса). Последние годы жизни провел в Москве.

После возвращения в Россию Н. Гоголь продолжил работу над 2-м томом «Мертвых душ», однако потерпел творческую неудачу при попытке изобразить идеальных героев — помещиков, чиновников и купцов. В начале 1852 г., испытывая тяжелые сомнения в нравственности своего писательского наследия и пребывая в предчувствии близкой смерти, Гоголь встречается с отцом Матвеем (Константиновским). Тот советует писателю уничтожить часть глав второго тома, убеждая в их вредном влиянии.

7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 сжигает чистовую рукопись пьесы. 21 февраля (4 марта) 1852 г. Н. Гоголь умер в своей московской квартире. Смерть писателя всколыхнула общество. От университетской церкви, где его отпевали, до места погребения в Даниловом монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета. В 1931 г. останки Н. Гоголя были перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, что породило немало мистических предположений о том, что писатель не умер, а похоронен в летаргическом сне.

Произведения Н. Гоголя в большой степени повлияли на развитие украинской литературы, театра, искусства, национального сознания и культуры вообще. Он создал привлекательный поэтический образ родного народа, с небывалой художественной силой раскрыл его самобытный характер,- моральную чистоту, героическую историю, высокую гармонию родственных отношений, ощущение красоты и юмора, любви к природе.

Анализируя язык и стиль произведений Н. Гоголя, исследователи убедительно довели, что, создавая свои шедевры, художник думал по-украински, использовал исключительно национальные фольклорно-поэтические средства. Украинский язык он считал родным, едко высмеивал тех, кто «сторонится языка своего», стыдится своей нации.

С юных лет Н. Гоголь изучал, конспектируя, всю доступную ему историческую литературу об Украине. Более всего его интересовали история Запорожской Сечи, Хмельнитчина, пора Руины, Мазепы, отмена Гетманщины, а также полонизация и русификация Украины. Он готовил историю Украины в нескольких томах, собирал украинский фольклор, материалы к русско-украинскому словарю. Среди его очерков по истории Украины и общей истории — «План преподавания общей истории», «Взгляд на образование Малороссии» (1834 г.), «О малороссийских песнях» (1834 г.).

В своем любимейшем произведении «Тарас Бульба», спустя полвека после уничтожения Запорожской Сечи, Н. Гоголь на материалах своего гетманско-старшинского рода раскрыл героические страницы борьбы казаков, считая, что без казацкой истории нет украинского народа.

Под влиянием Н. Гоголя в русской литературе возникло новое направление — «натуральная школа». Его творчество оказало большое влияние на украинскую литературу, прежде всего на творчество Г. Квитки-Основяненка, Е. Гребинки, Т. Шевченко. Пьесы Н. Гоголя на украинской сцене ставились с середины XIX в. (Чернигов, Нежин, Полтава, Киев). Для театра его произведения перерабатывали М. Кропивницкий и М. Старицкий, на украинский язык переводили И. Франко, Леся Украинка, С. Васильченко, М. Рыльский, Остап Вишня, П. Панч и др. По сюжетам произведений Н. Гоголя созданы оперы М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Н. Лысенко, балет В. Соловьева-Седого, кинофильмы.