Сто великих украинцев — Роксолана

Сто великих украинцев — Роксолана

Жена турецкого султана Сулеймана Великолепного. Отличалась красотой, умом, музыкальным талантом. Играла выдающуюся роль в политической жизни Турции 1520-1550-х годов. С её именем связано сооружение ряда архитектурных памятников Стамбула.

Анастасия Гавриловна Лисовская, дочь священника из городка Рогатин на Галичино (ныне Ивано-Франковской обл.), под именем Роксоланы («Русинки») вошла в историю Турции как влиятельная султанша. По легенде, Настю в 1522 г. похитили татары во время её свадьбы. Подобные трагические эпизоды на украинских землях случались тогда повсеместно, ведь со времени создания в XV в. Крымского ханства татары год за годом опустошали города и села Украины, забирая тысячи трудоспособных невольников в плен. Стариков и детей при этом уничтожали — они не могли преодолеть долгий тяжелый путь до Крыма, где находились большие невольничьи рынки. Народные предания повествуют, что безжалостные ловцы людей убивали всех детей, чей- рост был меньше высоты колеса телеги. В народной песне, сложенной во времена татарских набегов, пелось:

Зажурилась Україна, бо нічим прожити:

Витоптала орда кіньми маленькії діти.

Маленькії витоптала, великих забрала.

Назад руки пов'язала, у полон погнала.

Дальнейшая судьба пленников (называемых татарами «ясырь» — добыча) была страшной. Их гнали пешком или везли на телегах много недель со связанными руками и веревками на шеях через всю Южную Украину до Перекопа. Многие гибли от болезней, лишений, голода и измождения. Самые выносливые доходили до Крыма, где их продавали на большом невольничьем рынке в Каффе (современная Феодосия). Там разлучали родителей с детьми, братьев и сестер. Увы, рабов-христиан покупали не только купцы из стран мусульманского Востока, но и «цивилизованные» европейцы. Так, в XV-XVI вв. невольниц-украинок высоко ценили патриции и богатые горожане Италии.

Пораженные красотой Насти купцы, купившие девушек у татар в Крыму, вместе с другими невольницами отправили её по морю в Стамбул. В столице Османской империи красивую украинку приметил великий визирь Рустем-паша, пожелавший подарить её самому султану.

Сулейман [Великий (1495-1566 гг.), пришедший к власти в 1520 г., продолжил захватническую политику своих воинственных предков, лично возглавив 13 военных походов. При нем Османская империя достигла наибольшего военно-политического могущества. Были захвачены половина Венгрии, значительная часть Грузинского царства, Йемен и Алжир. После присоединения Ирака и установления контроля над Персидским заливом и Средиземным морем на золотых монетах Сулеймана Великого появилась надпись «Султан двух земель и хам двух морей». Сулейман вошел в историю и под именем «Законодатель»: во время его правления были кодифицированы турецкие законы.

Сокровища, захваченные в многочисленных войнах, султан тратил на возведение дворцов, мечетей, караван-сараев (гостиниц для купцов), гробниц и прочих дорогостоящих сооружений. Из них наиболее известны мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в городе Эфирна. Однако турецкий купец, привезший Настю в Стамбул, решил лично преподнести красавицу султану в надежде снискать милость властителя. Так Настя оказалась в гареме султанского дворца Топ-Капе (в переводе с турецкого — «Дом радости»), где получила прозвище «Роксолана».

«Роксоланами» турки, татары и европейцы называли выходцев из украинской Галичины. Этот этноним имеет древнее происхождение. Античные авторы упоминали о росаланах (белых, русых аланах) — одном из сарматских племен, в первых веках новой эры населявших Украину от Азовского моря до Карпат. В средние века западноевропейские географы называли «роксоланами» население Западной Украины, считая его потомками древних роксолан и указывая их земли на картах в границах современной Украины и Польши. Прозвище Насти Лисовской, под которым она вошла в историю, означало её этническую принадлежность — украинка. Сами же галичане — обитатели древнего исторического региона Русь, называли себе русинами.

Другим именем Насти в Турции стало «Хуррем-султан» — «смеющаяся султанша», ведь улыбка никогда не сходила с её лица. В гареме девушек обучали музыке, танцам, поэзии. Среди его многочисленных обитательниц (темноглазых и черноволосых черкешенок, турчанок и персиянок, которых при разных властителях насчитывалось от нескольких сотен до несколько тысяч) Настя сразу выделилась необычной для этих краев красотой. Благодаря ярким рыжим волосам её и заметил среди других одалисок султан. По законам ислама, властитель Турции мог иметь четырех законных жен. Сыновья первой из них наследовали престол. Настя, в отличие от многих наложниц, имела много шансов стать одной из супруг султана, ведь она не была рабыней: её не купили на невольничьем рынке, а подарили в гарем, не взяв за это ни единой монеты. Согласно турецким законам, она оставалась свободной женщиной.

Любимая жена султана, Роксолана приняла ислам и стала матерью троих сыновей и двух дочерей Сулеймана I. Старшего сына назвали Селимом в честь султана Селима I Грозного (1467-1520 гг.). Дочь Роксолана выдала замуж за пятидесятилетнего визиря Рустема-пашу, охотно породнившегося с султаном.

Влияние Роксоланы возросло настолько, что прибывавшие европейские послы в первую очередь наносили визит Хуррем-султан, а лишь затем — Сулейману. Роксолана быстро освоила все тонкости государственных дел, контролировала сокровищницу, интересовалась торговлей тканями и золотом, казнила и миловала. Горе было осмелившимся встать на её пути — расплата была скорой и неизбежной. Годы, проведенные в дворце, где человеческая жизнь не стоила разбитой глиняной плошки, стали для султанши хорошей «школой выживания». Роксолана прославилась не только мудростью и рассудительностью, но и жестокостью. Её имя наводило ужас на всю империю. Говорили, что, отдавая приказы рубить головы и выжигать на человеческих телах клейма, султанша не поднимала глаз от вышивания.

Особенно жестокой она была со своими конкурентками — другими султанскими женами. Для этого у Хуррем были веские основания. Когда она попала в гарем, любимая жена Сулеймана, черкешенка Гюльбехар, попыталась отравить соперницу, занявшую её место в сердце султана. Реванш Роксолана одержала в 1553 г.: по её приказу принца Мустафу — сына Сулеймана и Гюльбехар, главного претендента на турецкий трон, задушили в собственных покоях шелковым шнуром. «Улыбчивая султанша» не пожалела и детей Мустафы. Прокладывая дорогу к власти сыну, будущему султану Селиму II, Роксолана решила убить двух других принцев — собственных сыновей. Только вмешательство султана, предупредившего своего сына Баязеда об опасности, спасло жизнь юноше, который ночью бежал из дворца Топ-Капе в Иран. Роксолана готовила покушение и на собственного мужа. Однако Сулейман, узнав об этом, пощадил её...

Сорок лет Хуррем-султан правила Османской империей. Любимый сын не оправдал её надежд: пышные пиры с одалисками интересовали Селима II больше, чем государственные дела. Его потомок, султан Амурат, редко вспоминал о своих великих предках. Забыл он и наказ Сулеймана о том, чтобы «никогда на русских войной не наступал и мечей своих на них не поднимал». Ведь, начиная с Роксоланы, в жилах турецких султанов текла и славянская, русинская кровь. Амурат, вступив в XVIII в. в войну с Россией, обрек Османскую империю на поражение.

Пороки, присущие Роксолане как «дочери своей эпохи», были свойственны не только этой женщине. Её современница итальянская аристократка Катерина Медичи для достижения своих политических целей не останавливалась перед отравлениями, убийствами, заговорами. К тому же, Роксолана никогда не забывала, откуда она родом и кто её народ. Неоднократно заступалась за своих земляков, попадавших в турецкую неволю, и прилагала усилия к их освобождению или хотя бы улучшению жизни на чужбине. Однако даже ей не удалось спасти предводителя украинских казаков Д. Вишневецкого-Байду, казненного по приказу Сулеймана І в Стамбуле.

О внешности этой могущественной и влиятельной женщины дают представление два портрета, наиболее достоверным из которых считается её прижизненное изображение в парадном одеянии султанши.

Другой портрет, на котором будто бы изображена Роксолана, хранится во Львовском историческом музее. Его приобрел у неизвестного антиквара коллекционер С. Вроновский и в 1837 г. передал в музей «Оссолинеум». Историк Ж. Паули в 1840 г. отмечал, что этот портрет может быть копией с оригинала, привезенного в 1553 г. из Константинополя известным немецким дипломатом Г. Бусбеком. Однако современные исследователи ставят под сомнение это предположение, ведь её костюм не соответствует историческим реалиям XVI ст.: на голове у женщины изображен большой тюрбан. Такие головные уборы, считает историк искусств П. Белецкий, в Турции носили исключительно мужчины. Соответственно, на львовском портрете, по мнению П. Белецкого, первоначально был изображен юноша, которому при реставрации полотна придали женские черты.

Неординарной жизни украинки, вершившей судьбы Османской империи, посвятили произведения украинские писатели П. Загребельный и В. Назарук. Последний в 1919 г. создал историческую повесть «Роксолана, жена халифа и падишаха (Сулеймана Великого) Законодателя».