Сто великих украинцев — Симон Васильевич Петлюра

Сто великих украинцев — Симон Васильевич Петлюра

В плеяде выдающихся деятелей украинского национально-освободительного движения XX в. одно из ведущих мест занимает Симон Васильевич Петлюра. В советские времена его имя, запятнанное и оскверненное господствующей идеологией и официальной историографией, было глубоко скрыто в спецхранах. Называя Петлюру «бандитом», «предателем», «погромщиком», коммунистическая пропаганда старалась дискредитировать не только выдающегося деятеля, но и саму украинскую идею, олицетворением которой был Главный атаман.

Симон Петлюра родился 23 (10) мая 1879 г. в Полтаве, в многодетной семье Василия и Ольги Петлюр. Отец владел небольшим извозным промыслом, который был единственным источником содержания многочисленной семьи.

Родной Полтаве Симон отдал 23 года своей жизни. Там прошло его детство, там получил он начальное образование в церковно-парафиальной школе и бурсе, там с 1895 г. учился в духовной семинарии.

Симон Петлюра начал политическую карьеру как представитель социалистического движения, распространенного в то время в Европе и Российской империи. Большое значение для формирования его мировоззрения имело вступление в 1900 г. в Революционную украинскую партию (РУП), первой в XX в. провозгласившую лозунг украинской государственности.В городе Ваш город уже 39 человек стали ...Благодаря этой фишке жители города Ваш ...

РУП объединяла несколько течений: драгомановско-федеративную, социал-демократическую, народническо-революционную и националистическую. Это было время, когда передовая украинская молодежь держала в одном кармане Манифест коммунистической партии, а в другой — шевченковский «Кобзарь». Эти особенности были присущи многим деятелям национального возрождения начала XX в., в том числе и Петлюре. После создания в 1905 г. Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), выделившейся из РУП, С. Петлюра стал одним из активных её деятелей.

В начале революционной деятельности, во избежание преследований, ему пришлось некоторое время работать на Кубани, в экспедиции по исследованию архивов по истории Войска Запорожского под руководством выдающегося ученого, члена-корреспондента Российской Академии наук и украинского патриота Федора Щербины.

В 1903 г. С. Петлюра переехал во Львов, где посещал лекции М. Грушевского и одновременно работал в различных украинских газетах. Именно на это время приходится начало его журналистской деятельности, о чем свидетельствует работа в периодических изданиях «Добрая новость», «Крестьянин», «Воля», «Слово», «Совет» и др.

Важным этапом в формировании его взглядов на освободительное движение был московский период. В Москву, как писал С. Петлюра М. Гру-шевскому, «судьба забросила» его летом 1911 г. Хотя разные источники называют 1909 или 1910 гг. Вероятно, до 1911 г. С. Петлюра проживал в Москве периодически, а в 1909 г. познакомился со студенткой Московского университета украинкой Ольгой Вельской, которая вскоре стала его женой.

Вместе с другими украинцами Москвы Петлюра принял участие в организации общества «Кобзарь», а в 1911-1912 гг. совместно с О. Саликовским основал и начал редактировать газету «Украинская жизнь». В ней печатали свои статьи М. Грушевский, В. Винниченко, С. Ефремов, М. Коцюбинский и др. Ряд статей написал для журнала и Симон Васильевич. Объединив вокруг лучшие интеллектуальные силы Украины, «Украинская жизнь» стала тем научно-теоретическим органом украинства, который сыграл, по определению Петлюры, «роль хмеля в черепах русских «просвещенных» голов».

Известный русский ученый Ф. Корш, который сотрудничал с журналом, уже в те времена сумел распознать в Петлюре будущего национального лидера, сказав о нем: «Украинцы сами не знают, кого имеют среди себя. Они думают, что Петлюра — выдающийся редактор, патриот, общественный деятель и т. н. Это правда, но это не вся правда. Петлюра — безмерно выше того, что о нем думают. Он — из породы вождей, человек из того теста, из которого когда-то в старину основывались династии, а в наше демократическое время становятся национальными героями... Будет он вождем народа украинского. Такова его судьба».

Во время Первой мировой войны С. Петлюра работал заместителем уполномоченного Всероссийского союза земств и городов по вопросам снабжения российской армии. Став «земгусаром», как в шутку называли служащих Союза земств, он, человек сугубо штатский, впервые надел военную форму. Эта полувоенная деятельность дала ему возможность бывать в прифронтовой полосе и вести политическую работу среди украинцев.

Февральская революция 1917 г. застала Петлюру на Западном фронте, в Белоруссии. С развертыванием национально-освободительного движения в Украине он сразу погрузился в водоворот событий, определявших судьбу страны, и в скором времени вошел в круг ведущих фигур тогдашнего украинского политикума.

Как полномочный представитель Украинского военного комитета Западного фронта он прибыл в мае 1917 г. в Киев и принял активное участие в работе I Всеукраинского военного съезда. Для руководства военным движением на съезде был создай Украинский генеральный военный комитет (УГВК), который фактически стал первым высшим военным органом Украины. После II Всеукраинского военного съезда УГВК возглавил С. Петлюра, развернувший на этой должности активную деятельность. Это касалось, прежде всего, политики украинизации армии и реализации её главных пунктов: выделения из военных частей формирований, укомплектованных украинцами; полного подчинения УГВК всех частей специального назначения, находившихся в Киеве (понтонных и железнодорожных); реестра всех генералов, штабе- и обер-офицеров; распространения на фронтах и в тылу украинских газет «Новый Совет», «Рабочая газета», «Народная воля» и др.

После провозглашения I Универсала Центральной Рады (10 июня 1917 г.) и создания первого украинского правительства — Генерального секретариата во главе с В. Винниченко, С. Петлюра был назначен секретарем по военным делам. Однако после утверждения «Временной инструкции Генеральному секретариату Временного правительства на Украине» (4 августа 1917-г.) компетенция украинцев была резко ограничена исключением из состава Секретариата секретарей по финансам, Международным отношениям, продовольственным делам, дорогам, а также военным делам. С. Петлюра продолжал исполнять обязанности «строителя» украинского войска, но уже не в статусе официального министра, а на общественных началах, не имея реальных полномочий.

Вследствие октябрьского переворота в Петрограде 1917 г. власть Временного правительства была ликвидирована. Провозгласив гуманные и привлекательные лозунги, в частности право наций на самоопределение, большевики на самом деле продолжили имперскую политику своих предшественников. Уже вскоре стало очевидно, что избежать вооруженного конфликта с Советской Россией будет невозможно.

В условиях фактически начавшейся украино-большевистской войны С. Петлюра приложил немало усилий для организации войск, способных противостоять врагу. Свое политическое кредо он изложил в выступлении 18 декабря 1917 г. на I Всеукраинском съезде Советов. «Защищая права украинского народа, украинское правительство вынуждено защищать Центральную Раду от похода большевиков. Мы ни на кого не нападаем, а лишь защищаемся».

В конце декабря 1917 г., в результате конфликта с В. Винниченко по ряду принципиальных вопросов, С. Петлюра вышел из правительства, в самый ответственный момент украинской освободительной борьбы оставив должность военного секретаря. Эта отставка была непоправимой ошибкой, отрицательно повлиявшей на развитие дальнейших событий. Назначенный на его место Г. Порш оказался неспособным выполнять свои функции, и работа Генерального военного секретариата фактически была сорвана.

Одной из бесспорных заслуг С. Петлюры стало создание по его инициативе Гайдамацкого коша Слободской Украины, сыгравшего решающую роль в ликвидации большевистского восстания против Центральной Рады в 191,8 г.

В советской историографии гайдамаков Петлюры освещали исключительно с негативной точки зрения. Их называли грабителями и бандитами, издевавшимися не только над большевиками, но и над мирным населениям. «Смаковался» также факт жестокой расправы гайдамаков над арсенальцами. Тем не менее, многие участники тех событий приводят совсем другие примеры.

Накануне вступления в Киев советских войск Н. Муравьева Центральная Рада издала свой Четвертый Универсал, согласно которому Украинская Народная Республика провозглашалась независимым государством. Это было историческое решение, символизировавшее окончательный разрыв с имперским центром. Однако оно не спасло УНР. Большевистские войска под Киевом имели 20-кратное преимущество в живой силе и 40-кратное в вооружении. Центральная Рада вынуждена была оставить столицу и искать защиты у немцев и их союзников. Среди последних, кто оставил город под нажимом почти 7-тысячного войска противника, был гайдамацкий кош во главе с С. Петлюрой.

Министр иностранных дел УНР О. Шульгин, вспоминая трагические события января 1918 года, писал в своих воспоминаниях: «...легенда о Симоне Петлюре родилась во время, когда от слов он перешел к делу; когда он, абсолютно штатский человек, надел шинель и с ружьем в руках пошел в бой; когда, побеждая естественный человеческий страх, он спокойно под пулями ходил перед войском со своей неизменной папиросой в зубах. Он научил украинцев биться за Украину, за свою государственность».

Начало украино-большевистской войны с её кровавым красным террором стало переломной вехой в истории национально-освободительной борьбы. Этот перелом произошел и в сознании С. Петлюры, который окончательно укрепился в своих государственнических взглядах и избавился от иллюзий обретения независимости мирным путем.

После подписания Берестейских соглашений между УНР и Антантой Центральная Рада под прикрытием немецких штыков возвратилась в начале марта 1918 г. в Киев. Вместе со своими гайдамаками вступил в столицу и С. Петлюра. Тем не менее, по разным причинам (отсутствие общего языка с руководством украинского правительства, неприятие немецкой оккупационной власти) он вскоре отошел от военных дел. Гайдамацкий кош, который называли «дитям Петлюры», по приказу военного министра А. Жуковского влился в новообразованную Запорожскую дивизию под командованием А. Удовиченко.

После гетманского переворота 29 апреля 1918 г. С. Петлюра отказался сотрудничать с правительством П. Скоропадского и, по совету давних товарищей по революционной деятельности, возглавил при гетманате Всеукраинский земский союз. Оппозиционно настроенный к власти, О. Петлюра подвергал острой критике деятельность гетманского правительства по разным вопросам внутренней и внешней политики. В начале июля 1918 г. он был арестован и заключен на четыре месяца. Ему инкриминировали связи с Антантой и агитацию против существующей власти. По требованию министра юстиции А. Вьязлова, вошедшего в коалиционное правительство Скоропадского от социалистов, 12 ноября 1918 г. С. Петлюру все же выпустили из Лукьяновской тюрьмы.

Его освобождение совпало с двумя событиями: изданием федерационной Грамоты П. Скоропадского и, как ответ на этот шаг — образованием Директории, руководящего органа антигетманского восстания во главе с В. Винниченко. С. Петлюра вошел в её состав как Главный атаман войск УНР. Выехав сразу после освобождения в Белую Церковь и возглавив повстанческие войска, двигавшиеся на Киев, он 14 декабря 1918 г. с триумфом вошел в столицу. В это время популярность Петлюры достигла апогея, его имя стало известно в самых отдаленных уголках Украины, что неоднозначно было воспринято соратниками по борьбе, в частности Винниченко. Последний обвинил Петлюру в том, что тот без согласования с другими членами Директории издал в Белой Церкви Универсал к народу для укрепления своего лидерства и удовлетворения собственных амбиций. После этого, по мнению В. Винниченко, «все движение сразу, с самого начала было поставлено под марку одной, отдельной личности, окрашено персональным характером, сужено, обеднено и затуманено. Все повстанцы, которые начали стекаться к революционным центрам, отныне стали называться «петлюровцами». Вообще, отношения этих двух лидеров всегда были непростыми и противоречивыми. Они по-разному видели пути решения многих ключевых проблем развития государства и его будущее. Кроме того, нельзя не учитывать и элемент соперничества, существовавшего между ними.

Восстановление УНР ознаменовало новый этап национально-освободительной борьбы за государственность. Для украинского народа он обернулся жестокой борьбой и едва ли не тягчайшим испытанием воли, несокрушимости и силы духа. Период Директории УНР стал звездным часом С. Петлюры, но вместе с тем — наиболее сложным и трагическим в его жизни. После отъезда за границу В. Винниченко С. Петлюра возглавил Директорию, оставаясь при этом Главным атаманом войск УНР. В составе Директории он находился от первого до последнего дня сё существования и на протяжении десяти месяцев возглавлял вооруженную борьбу за свободу и независимость своего народа. В дни, когда многие украинские деятели теряли надежду и массово уезжали за границу, С. Петлюра заявил: «Я остаюсь на родной земле. Я — обречен».

Ради государственных интересов он вышел из УСДРП, что свидетельствовало о завершении эволюции его взглядов в пользу национально-государственной идеи.

Осенью 1918 г., вследствие крайне неблагоприятной внешнеполитической ситуации, украинская армия очутилась в так называемом «треугольнике смерти» — под нажимом вражеских сил белой армии А. Деникина, большевистских войск и польской армии генерала Ю. Галлера. Учитывая эти обстоятельства, С. Петлюра созвал 4 декабря 1918 г. военное совещание, на котором было решено продолжить борьбу партизанскими методами. Обессиленное в боях украинское войско под командованием Н. Омеляновича-Павленко отправилось в легендарный Зимний поход по тылам врага, длившийся до мая 1920 г.

Пытаясь вывести Украину из международной изоляции и найти поддержку в борьбе против большевистской России, С. Петлюра пошел на компромисс с Ю. Пилсудским и вынужден был принять условия польского правительства, согласно которым Украина уступала часть своих западных земель — 162 тыс. кв. км, где проживало 11 млн. человек. 21 апреля 1920 г. представитель Петлюры министр иностранных дел А. Ливицкий и полномочный представитель Ю. Пилсудского заключили политическую конвенцию, а 24 апреля — военную конвенцию о совместных действиях против Красной Армии. Оппоненты Петлюры трактовали Варшавское соглашение как предательское и позорное. Но, вероятно, как в свое время и Скоропадский, издавший печально известную федерационную Грамоту, Петлюра подписал договор с Польшей под давлением тяжелых военно-политических обстоятельств, не имея другой альтернативы. Польское правительство, заключив в октябре того же года предварительное соглашение с Советской Россией, фактически оставило украинскую армию один на один с большевиками. После тяжелых боев на территории Украины армия УНР (35 тыс. чел.) в ноябре 1920 г. отступила за реку Збруч и была интернирована польской властью. С этих пор на территории Полыни начал действовать Государственный центр УНР в экзиле во главе с С. Петлюрой, который направлял свою деятельность на восстановление украинской государственности. Вместе с правительством УНР он находился некоторое время в Тарнове, потом — в Варшаве. В 1923 г. правительство Советской Украины потребовало от польских властей выдачи С. Петлюры как врага народа. В связи с этим он был вынужден выехать вначале в Будапешт, затем в Вену и Женеву, а с 1924 г. поселился с семьей в Париже. Там С. Петлюра продолжал руководить деятельностью экзильного правительства УНР, основал еженедельник «Трезуб», активно занимался публицистикой.

25 мая 1926 г. на улице Расина в Париже выстрелы большевистского агента С. Шварцбарда прервали жизнь несокрушимого борца за независимость Украины. Тем самым убийца будто бы отомстил за еврейские погромы, имевшие место в Украине во время Гражданской войны и национально-освободительной войны 1917-1920-х годов. Однако множество архивных документов, ранее недоступных для исследователей, свидетельствует, что Главный атаман, напротив, решительно боролся с этим крайне отрицательным явлением и прилагал много усилий к его искоренению.

Вся жизнь С. Петлюры до последнего момента была отдана борьбе за независимость и самостоятельность Украинского государства. Его фигура неразрывно связана со священными стремлениями украинского народа к свободе, счастью и справедливости, а имя навсегда останется в нетленной памяти потомков.