Владимир Кириллович Винниченко — человек необычной судьбы. Без преувеличений называемый выдающимся общественным и политическим деятелем, яркий, талантливый писатель, публицист, истинный патриот, он оставил равно значимый след и в истории Украины, и в её литературном наследии.
Он родился в 1880 г. в селе Веселый Кут на Херсонщине. Отец, Кирилл Васильевич Винниченко, в молодости батрачил где придётся, а потом переехал в Елизаветград, где женился на вдове Евдокии Павленко. У неё уже было трое детей от первого брака, от второго же родился только Владимир.
Начав обучение в народной школе, он сразу же привлек внимание учителей блестящими способностями. Родителей .уговорили отдать его в Елизаветградскую гимназию. Там Владимира ожидали проблемы: бедно одетый, украиноязычный, он натолкнулся на враждебное отношение со стороны русифицированных и русских детей, но большей части выходцев из буржуазии. Но мальчик мог постоять за себя и, как следствие, постоянно участвовал в драках. В дальнейшем, в старших классах, неудовлетворительное поведение гимназиста Винниченко усугубилось ещё и революционной деятельностью. Руководство гимназии не могло оставить это без внимания, тем более, что из-за тяжёлого материального положения окончание Владимиром гимназии и так стояло под вопросом. Последствиями написанной им революционной поэмы стали карцер и исключение из гимназии.
Все эти неприятности не сломили будущего писателя, не лишили его стремления к знаниям. Он путешествует по сёлам, зарабатывая на жизнь поденщиной, тщательно ведёт дневник путешествий, который позже, в 1901 г., становится основой его первого рассказа. Экстерном Винниченко сдаёт экзамены в Златопольской гимназии и всё-таки получает аттестат. Не обращая внимания на реакцию окружающих, он приходит на экзамены в украинской одежде, в шапке, с палкой, словно демонстративно провозглашая свою «украинскость».В городе Ваш город уже 39 человек стали ...Божественный выбор американских футболок ...tktimport.com
Судьба приводит его на юридический факультет Киевского университета. Там неугомонный Винниченко основывает тайную революционную организацию «Студенческая громада» (за участие в ней в 1902 г. был арестован, но за недостатком улик освобождён).
Дальнейшая жизнь Владимира Винниченко также отмечена арестами за революционные убеждения и партийную работу: он активно участвует в деятельности Революционной украинской партии (РУП), затем в Украинской социал-демократической революционной партии (УСДРП выделилась из РУП в 1905 г.). РУП была первой организацией, в XX в. поставившей вопрос об украинской государственности. С 1903 г. Винниченко ведёт профессиональную революционную деятельность, пишет книги и брошюры на революционные темы.
Революция 1917 г. застаёт его в Москве. В дальнейшем он работает на украинскую революцию, отдавая ей все свои силы: становится одним из организаторов и руководителей Центральной Рады (сформированной 4 марта 1917г.), возглавляет делегацию, которая в мае передала Временному правительству требования о предоставлении Украине автономии. Именно Винниченко, юристу по образованию, принадлежит авторство всех главных законодательных актов УНР. Также он становится первым главой Генерального секретариата — исполнительного органа Центральной Рады, будучи генеральным секретарём внутренних дел. Центральная Рада своим IV Универсалом провозгласила в январе 1918 г. независимость Украины, но уже 29 апреля произошёл государственный заговор, в результате которого к власти пришёл гетман П. Скоропадский. Руководство свергнутой УНР не могло с этим смириться, и 14 ноября 1918 г. в Киеве была создана Директория — руководящий орган антигетманского движения. В состав Директории, кроме возглавившего её В. Винниченко, вошли Ф. Швец, А. Макаренко, О. Андриевский и С. Петлюра. Войска повстанцев вошли в Киев ровно через месяц после создания Директории, ознаменовав падение Украинской Державы П. Скоропадского и восстановление УНР.
Но в политической карьере Винниченко не очень везло: после нескольких удачных шагов, таких, например, как Акт Воссоединения УНР и ЗУНР 11 января 1919 г., для Директории настали тяжёлые времена. С севера подступали войска большевистской России, с Дона — белогвардейская армия генерала А. Деникина, на юге высадились войска Антанты, западные украинские земли оккупировала Польша. Украина оказалась в полном окружении, и в начале февраля 1919 г. Директория отступает из Киева. В. Винниченко эмигрирует за границу.
Перед самой эмиграцией он делает запись в дневнике: «...я уезжаю за границу, отряхиваю с себя всю пыль политики, ограждаюсь книгами и погружаюсь в своё настоящее, единственное дело — литературу... Тут, в социалистической, советской России, я хороню свою 18-летнюю социалистическую политическую деятельность. Я уезжаю как писатель, а как политик всей душой хочу умереть». Тем не менее, сразу решительно отказаться от политической деятельности ему не удаётся. Переехав в Австрию, он активно берётся за дело, организовывая заграничную группу украинских коммунистов.
Когда в 1920 г. Винниченко возвращается в Украину и делает попытку наладить сотрудничество с большевиками, V Всеукраинский съезд объявляет его врагом народа. «...От антибольшевистских кругов я отошёл, в большевистские не вошёл», — жалуется он в своём дневнике в 1925 г.
Далее — вновь эмиграция. Он продолжает заниматься политикой в Чехословакии, Берлине, Париже. С конца 20-х годов живёт во Франции, поддерживает тесные связи с украинской национальной эмиграцией, пытаясь объединить её (перу Винниченко принадлежит проект программы антибольшевистского «Единого революционно-демократического национального фронта»), однако неудачно. И всё больше сосредоточивается на литературе, как, собственно, того и хотел.
Винниченко-писатель стал настоящим событием в украинской литературе начала XX в. В рецензии на сборник рассказов «Красота и сила», вышедший в 1906 г., Иван Франко писал: «Среди вялой, тонко-аристократичной и малосильной или же ординарной, шаблонной и бесталанной генерации современных украинских писателей вдруг вынырнуло нечто сильное, решительное, мускулистое и полное темперамента, то, что не лезет в карман за словом, а сыплет его потоками, не просеивает сквозь сито, а валит валом, как сама жизнь, вперемешку, украинское, московское, покалеченное и чистое, как серебро, не знающее пределов своей обсервации и границ своего гибкого творчества». Разумеется, соответствуя такой характеристике, произведения писателя будили в читателях и критиках противоречивые чувства, вызывали абсолютно противоположные оценки. В то время, как одни упрекали его в неряшливости языка, другие восторженно отмечали повествовательный талант автора, тонкое знание повседневной жизни и умение ярко отображать это знание.
В предисловии к сборнику избранных произведений В. Винниченко, составленном А. Любченко в 1927 г., последний отметил, что автор не перегружает свою малую прозу бытовыми подробностями, но умело и органично вводит в текст описания природы, подчёркивающие и усиливающие душевные переживания героев, их настроение, есть у него и особый наблюдательский талант, способность обобщать факты и явления, повсюду отмечать интересные детали.
Лучше всего талант В. Винниченко проявляется в построении сюжетов. В них всегда присутствуют контрастность, противодействие, борьба. Писатель не выводит идеальной формулы счастья, но видит его в наиболее полном самовыражении человеческой сути. Не идеализируя, он выводит в своих очерках, рассказах, небольших повестях настоящих, живых людей, которым в равной степени свойственны любовь и ненависть, великодушие и зависть, амбиции и мстительность. Это ярко видно в таких произведениях как «Голытьба», «У машины», «Федька-босяк», «Раб красоты», «Контрасты», «Бабушкин подарок», «Комедия с Костей», «На пристани», «Тёмная сила» и др.
Характерные для творчества Винниченко живость языка, тонкая ироничность, натуралистичность в описании низов общественной жизни были своеобразным выражением его протеста против застоя, царившего во всех сферах жизни и деятельности украинской интеллигенции. Вера в интеллигенцию, бывало, слепила глаза Винниченко-политику, приносила ему болезненные разочарования, приводила к раскаянию, но он не терял надежды на её пробуждение...
Драматургия Винниченко была популярна за границей. Пьесы «Чёрная Пантера и Белый Медведь», «Закон», «Грех» были переведены на немецкий язык и поставлены на многих европейских сценах, в частности немецкой. Пьесу «Ложь» в 1930 г. поставило в городе Шалетт (Франция) Украинское художественное общество. Романы «Честность с собой», «Записки курносого Мефистофеля» также были переведены и изданы. В 1922 г. в кинотеатрах Германии демонстрировался фильм «Чёрная Пантера», снятый по пьесе В. Винниченко.
В Украине писателя тоже не забывали, несмотря на сложность его отношений с советской властью. Его пьесы ставились в Киеве, Харькове, Одессе, Львове, Черновцах, Коломые, не обошли их вниманием даже- театры Москвы, Петрограда, Саратова, Тифлиса, Ростова-на-Дону, Баку. Такие театральные корифеи как К. Станиславский, В. Немирович-Данченко, Н. Садовский не единожды консультировались с драматургом но поводу сценического воплощения его работ. «Чёрная Пантера и Белый Медведь» была поставлена «Молодым театром» Леся Курбаса при участии режиссёра-постановщика Гната Юры.
Кроме прозы и драматургии, немалую художественную ценность имеют переписка В. Винниченко и его дневники. Два тома записок, изданные за границей, охватывают период с 1911 но 1925 гг. Как пишет Н. Жулинскин, «...в мировой литературе очень мало таких предельно исповедальных, откровенных до морального самоуничтожения дневников, принадлежащих писателям. Принцип «честности с собой» тут реализован с максимальной полнотой». На страницах винннченковских дневников в равной мере предстаёт драматичность истории нации и личной истории писателя, через их осмысление читателю даётся шанс глубокого понимания всего его творчества, равно как и прочей деятельности.
В письмах, дневниках, публицистических работах В. Винниченко упорно и решительно отстаивал украинскую культуру, украинскую нацию. Винниченко-политик и Винниченко-культуролог идеально дополняли друг друга. В письме к ЦК РКП от 20.09.1920 г. он смело излагает свою позицию: «Когда у меня на глазах топтали портреты Шевченко, когда руганью поминали имя моего края и когда это же (только в более пристойных формах) совершали не простые солдаты, а ответственные партийные деятели большевизма, я с болью осознал, что и большевики... так же нечестны, непоследовательны и стары, как первый попавшийся русский черносотенец». А в трёхтомной мемуарно-публицистичной работе «Возрождение нации», изданной в том же 1920 г., читаем: «...этот народ, который до союза с Россией гордился своей наукой, литературой, народ, создавший такую богатую песню, такую глубокую народную музыку,., этот народ, теперь очевидно, приходил в упадок, нищал, дичал».
Нет ничего удивительного в том, что этот писатель, творец воистину мирового уровня, в советские времена был вычеркнут из украинской литературы —- подобных позиций красная империя не прощала. Долгие годы произведениям «врага народа» давалась такая характеристика: «Винниченко сползал всё дальше и дальше на враждебные, упаднические позиции, отрёкся от какой-либо критики буржуазного общества и углубился в модные среди обывателей того времени псевдопсихологические проблемы, прибегал к эротическим темам. ...Шутовское поношение революции, проповедь классового мира, оголенный биологизм и копание в растленной психике ничтожностей — вот основное содержание его произведений» (Украинская Советская Энциклопедия, 1960 г.). В наше время творческое наследие В. Винниченко может наконец занять место, надлежащее ему по праву, ведь ничто теперь не мешает признать писателя, настоящего патриота, полжизни проведшего за границей, и похороненного там, бесспорным талантом.