Американская газета The Wall Street Journal опубликовала накануне новогодних праздников статью украинского миллиардера Виктора Пинчука под названием «Украина должна пойти на болезненные компромиссы ради мира с Россией». Зять экс-президента Украины Леонида Кучмы пишет, что «реалистичным» решением, учитывающим интересы 40 миллионов украинцев, могли бы стать: отказ Украины от перспектив вступления в ЕС и НАТО, интеграция оккупированных районов Донбасса по российскому сценарию (сначала выборы, потом безопасность региона), а Крым «не должен быть помехой на пути решения, которое положит конец войне на востоке на справедливой основе». Причем инициатива должна исходить от Украины, убеждает Виктор Пинчук. «Украина должна сделать реалистичные, подробные предложения по всем этим пунктам. Мы также должны дать четко понять, что мы готовы согласиться на постепенное снятие санкций с России по мере приближения к решению, обеспечивающему свободную, единую, мирную и безопасную Украину», – пишет украинский олигарх.
Статья – это некое предложение новоизбранному американскому президенту. Пинчук пишет: «Мы также обеспокоены, что в то время, когда в Европе распространились течения, выступающие против истеблишмента, выборы, предстоящие по всему континенту, приведут к власти лидеров, которые будут стремиться достичь сделки с Кремлем»,- говорится в статье. И тут же дает рецепт: «Вместо того чтобы лишь громче призывать на помощь, нам следует также адаптироваться к новой реальности и помочь нашим международным друзьям помогать нам». Другими словами, украинцам предлагается согласиться на все российские условия ради возобновления мира с Россией и снятия со страны-агрессора экономических санкций. «Новая администрация в Вашингтоне может стать возможностью для Украины сделать вклад в разрешение вопроса интервенции России… Это может быть частью более обширной картины, в которой мы идем на болезненные компромиссы ради мира». Дональду Трампу фактически предлагается алгоритм требований к украинскому руководству «подыграть» сближению Запада с Россией. Страна-агрессор при этом не должна отказываться от своей агрессивной захватнической политики. Странная сделка. В чем тут украинская прибыль?
Ни в чем. Ее просто нет. Перед нами пример информационной агрессии против Украины, называемый «принуждение к миру». Последнее время таких публикаций становится все больше. Спикерами намеренно создается иллюзия, что в украинском обществе ведется дискуссия между теми, кто готов к «конструктивному миру» и радикалами, отказывающимися от диалога. Дискуссия такая действительно ведется. Только она не имеет никакого отношения к приближению мира. Ведь никакого восстановления статус-кво в украинско-российских отношениях нет и в помине. Украинские земли остаются под оккупацией, бои не прекращаются, заложники до сих пор находятся в тюрьмах. Никакого окончания войны нет. Поэтому нет послевоенного спора внутри украинского общества между: «не забудем – не простим» и «дело прошлое, давайте жить дружно». Есть разглагольствования о том, что должна сделать Украина на фоне полного игнорирования роли и ответственности агрессора. Украинскую, европейскую и американскую публику стараются убедить, что безоговорочное согласие с российскими условиями станет не капитуляцией, а победой прагматизма. Перед нами элементарная подмена понятий, где черное называется белым, а война – миром.
Российская пропаганда убеждает, что санкции и антисанкции больно бьют по прибылям западных бизнесменов. Но это не так. Российская доля в европейской экономике – менее 3%. Она легко заменяется другими сегментами рынка. Другое дело газ. Тут Россия – лидер. Но прекратить поставки газа в Европу в качестве ответных антисанкционных мер Россия так и не решилась. И не решится, будьте уверены. Бизнес, конечно же, заинтересован в российских рынках. Но и российские рынки, неспособные заместить те товары, которые поступали в страну из-за рубежа, крайне нуждаются в сотрудничестве с Европой и Украиной. Ситуация сложилась анекдотическая. Убеждая бизнесменов в том, что им стоит повлиять на свои политические элиты ради взаимовыгодной торговли, российская экономика первой страдает от двойного удара, ставшего результатом политических действий руководства Российской Федерации. Это не может не беспокоить Кремль. Ведь политическая стабильность путинского режима напрямую связана с экономикой.
Вторым аргументом для добровольно-принудительной капитуляции, называют слабость украинской армии по сравнению с армией российской. Но и тут не все так просто. Российская армия, безусловно, более многочисленна. Она в течение двадцати лет вела постоянные войны как на своей территории, так и под видом «миротворцев» – за рубежом. Украинская же армия создавалась в периоды самых жестоких противостояний на востоке страны буквально «с колес». Но сегодня она вполне способна воевать даже против превосходящих сил противника. Но главное в этой войне не огневая мощь, а мотивация. Можно не сомневаться, что в случае прямой агрессии украинцы вновь будут штурмовать военкоматы, желая пойти на фронт, как это было в 2014 году. Российский же обыватель предпочитает переживать «победы русского оружия» исключительно в телеформате, делегировав военную службу всевозможным «моторолам» и прочим «отпускникам». Попытка России развязать против Украины широкомасштабную войну столкнется с сопротивлением и приведет к сотням тысяч жертв. Это консолидирует украинское общество и полностью дезориентирует россиян. Да и Запад будет явно не в восторге, если в центре Европы сойдутся в полномасштабной войне 50-миллионная страна, начиненная ядерными реакторами и трубопроводами со страной 150 миллионной – членом ядерного клуба. Придется вмешиваться. Давить. Причем давить на Кремль. Потому что заставить украинцев подчиниться власти, решившейся признать поражение, в такой ситуации будет попросту невозможно. Переход позиционной войны в полномасштабную фазу на сегодняшний момент не выгоден именно Кремлю. Поэтому все призывы к «конструктиву» перед лицом российской военной силы – это просто шантаж.
Несложно заметить, что итогом сговорчивости Украины, по мнению «примирителей», должна стать отмена санкций против России. Мол, это выгодно всем. – «Лучше торговать, чем воевать». Часто можно услышать о том, что в мире растет усталость от Украины, поэтому санкции рано или поздно будут отменены. Но и тут кроется обман. Введение санкций, как и их отмена – это исключительно позиция Запада. Его приверженности принципам международного права. Тот факт, что сегодня Украину усиленно уговаривают поспособствовать отмене антироссийских санкций, ясно говорит, что в ближайшей перспективе смягчения санкционной политики Запада не будет. Российская пропаганда сегодня обрабатывает украинского обывателя теми же самыми посулами, что и далекого от проблематики европейца. Поразительным образом пророссийские спикеры стараются объединить украинских граждан, американцев и европейцев вокруг идеи отмены санкций и облегчения участи России. Цель – глупая, но определение сторон, в принципе, верно. В войне, развязанной Россией против международного права, Украина, Европа и США на одной стороне.
Виктор Пинчук приводит еще один аргумент в пользу своего компромиссного плана. «Жизни украинцев, которые будут спасены, стоят болезненных компромиссов, которые я предложил». И тут мы подходим к очень важному моменту. Украине не просто предлагают отложить в долгий ящик надежды на восстановление своей территориальной целостности. Ей предлагают отвернуться от миллионов граждан, оставшихся на оккупированных территориях, бросить их, как нечто второстепенное. Но главное, Украину принуждают отказаться от уже достигнутых побед на дипломатическом и правовом фронте. Принятые в 2016 году международные резолюции, особенно резолюция Генеральной ассамблеи ООН о правах человека в оккупированном Крыму и городе Севастополе открывает для Украины возможность для фактической, а не декларативной защиты своих граждан. Документ полностью возлагает на Россию как страну-оккупанта ответственность за такие преступления, как преследование крымских татар, незаконные аресты, похищения, убийства. Фраза о том, что Крым «не должен стать помехой на пути решения, которое положит конец войне», фактически означает, что ради снятия с России санкций и сохранения российского влияния на оккупированные районы Донбасса, Украине необходимо прекратить заниматься защитой прав и свобод своих граждан в оккупированном Крыму.
Внедрить в жизнь подобный «мирный план» попросту невозможно. Одно подозрение в сговоре выведет на улицы украинских городов тысячи людей. Кремль добивается массовых акций, способных разрушить Украину изнутри. Потому и создаются всевозможные «доказательства» антиукраинского сговора мировых элит.