Родные 18 из 298 погибших на борту малайзийского авиалайнера, сбитого в июле 2014 года над Восточной Украиной, выиграли в США судебный иск – и миллионы долларов – у москвича Игоря Гиркина (Стрелкова), командовавшего в тот момент силами сепаратистов ДНР.
Иск был возбужден через год после трагедии на основании «Закона о защите жертв пыток», относившего его в американскую юрисдикцию. Кроме того, истица Ясмин Калер, подавшая иск от имени погибших Шаки Пандувинаты и Мигеля Пандувинаты, является гражданкой США.
Иск слушался в федеральном суде Северного округа Иллинойса в Чикаго, где один из погибших, Камерон Дальзиэль, купил билет на «Боинг-777-2000» Малайзийских авиалиний, летевший рейсом МН17 из Амстердама до Куала-Лумпура. Райни, вдова Дэльзиэля, была в числе истцов.
Первоначально иск был возбужден и против Гиркина, и против авиакомпании. Как говорилось в исковом заявлении, та сознательно действовала в воздушном пространстве над той частью Украины, которая была международно признана зоной конфликта, притом чрезвычайно опасной.
Аналогичный запрет был наложен на полеты многих авиалиний других стран.
В начале февраля 2016 года истцы добровольно отказались от претензий к Малайзийским авиалиниям. Слушание иска к Гиркину продолжалось, но без малейшего его участия. Истцы послали ему повестку и исковое заявление в Москву компанией FedEx, но оно доставлено не было. Отправляли с нарочным, но дверь никто не открыл и в домофон не отозвался.
Как отмечалось в исковом заявлении, Гиркин является объектом санкций США, Евросоюза, Канады, Швейцарии и Новой Зеландии. «17-й рейс выполнял полет в воздушном пространстве над районом, в котором армия мятежников вела военные действия, - говорится дальше, - и армия мятежников под ответственностью и командованием Гиркина сбила самолет «Боинг-777-200».
Как утверждали истцы, которых представлял местный адвокат Флойд Уайснер, Гиркин отдал приказ сбить самолет привезенной из России ракетой «Бук» и действовал при этом в координации с непоменованными российскими чиновниками.
После падения авиалайнера Гиркин, по словам истцов, приказал свезти все подобранные на земле личные вещи и ценности к себе в штаб и отдать в Фонд обороны ДНР.
Представительница Гиркина Мирослава Регинская отказалась от комментариев и заметила после возбуждения иска: «Коли эти люди – идиоты, то они – идиоты!».
Адвокат Уайснер сообщил журналистам, что представлял истцов на общественных началах. «Родным это ничего стоить не будет, - говорил он после возбуждения иска. - Мы делаем это, чтобы оказать им услугу: они хотят услышать какие-то ответы и не хотят, чтобы о них забыли».
Первоначально истцы просили в общей сложности 900 млн. долларов. Вынося решение в их пользу за неявкой ответчика, чикагская судья Джоэн Лифкоу постановила взыскать с Гиркина по 20 млн. долларов в пользу каждого из 25 истцов.
Востребовать эти деньги будет невозможно, даже если Гиркина арестуют в третьей стране, как Виктора Бута в Таиланде или Романа Селезнева - на Мальдивах. Но адвокат истцов говорит, что это не так важно.
«Это никогда не делалось из-за денег, - заявил он сейчас голландской телепрограмме Zembla, прославившийся в прошлом году среди трамповедов своим документальным фильмом «Странные друзья Дональда Трампа», на рекламе которого изображен Сева Могилевич. – Такая сумма имела задачу лишь произвести впечатление, вывести иск на мировую арену. Ведь это самое важное».
«Мы исходим из того, что получить ничего будет нельзя, - сказала телепрограмме Силене Фредериксз, мать погибшего голландца Брайса Фредериксза. – Лысого цыпленка не ощиплешь. Это больше символически. Пока им все по-прежнему сходит с рук. Если мы придумаем, как сделать жизнь тех, кто в этом замешан, менее приятной, мы этого не пропустим».
Судья Лифкоу является одной из самых знаменитых в стране. В 2005 году она вернулась с работы домой и обнаружила трупы брата-юриста и своей престарелой матери, застреленных из мелкашки. Подозрение сразу пало на местного неонациста, который уже отбывал 40 лет за попытку покушения на ту же Лифкоу.
Ей дали охрану из федеральных приставов.
Анализы и отпечатки показали, что убил родных Лифкоу вовсе не неонацист, а один водопроводчик, который судил медиков за ошибку, а она его иск завернула.