Судьба Великого Мастера и главного советского «злодея»

Судьба Великого Мастера и главного советского «злодея»

Замечательный советский актер Андрей Файт обладал фактурной внешностью и проницательным взглядом. Режиссеры прекрасно понимали, лучшего экранного злодея им не найти. Вскоре к Файту прикрепилось амплуа отрицательного героя.

Сейчас трудно представить, кто мог бы более убедительно сыграть коварного Нушрока в любимой всеми сказке «Королевство кривых зеркал» или злого колдуна Магрибинеца в детском фильме «Волшебная лампа Аладдина».

Семья и выбор профессии

Предки Андрея Андреевича Файта – немецкие купцы. История гласит, что многие немецкие патриоты, участвовавшие в борьбе за освобождение Германии от наполеоновского ига, нашли убежище в России (может и прапрадед знаменитого лицедея был среди них).

Отец будущего актера, Андрей Юльевич Фейт, был народовольцем, эсером. По профессии – врач. Неоднократно подвергался арестам, отбывал наказание в Сибири. Мама, Анна Николаевна, революционерка, также преследовалась властями, работала школьным санитарным врачом.

16 августа 1903 года в Нижнем Новгороде у супругов родился сын, которого назвали в честь отца. Через пару лет Андрею Юльевичу удалось бежать из очередной ссылки (Нарымский край) во Францию. Позже и жена с двумя сыновьями к нему приехали. Когда началась Первая мировая война глава семейства ушел добровольцем на фронт, был награжден за храбрость Военным крестом.

В этот период Анна Николаевна решила вернуться с детьми в Россию, позже к ним присоединился и Андрей Юльевич. Семья жила в столице, там же Фейт-младший начал посещать кружок свободного искусства. Юноша серьезно увлекался музыкой, также писал стихи. Был знаком с Сергеем Есениным и Анатолием Мариенгофом.

По настоянию отца поступил в Высшее учебное заведение на инженера воздушного флота. Однако, через пару лет Фейт решил сменить профессию. Да и его двоюродный брат Олег Фрелих (актер «немого кино») советовал подать документы в частную студию О. Преображенского. В 1922-м году Андрей Андреевич уже там учился. Вскоре сменил фамилию и стал – Файт.

Далее поступил в Гостехникум кинематографии (ныне ВГИК). В мастерской Льва Кулешова обучался актерской технике и биомеханике, занимался спортом, принимал активное участие в «капустниках». Получив диплом (1927г) влился в коллектив Театра-студии киноактера.

Яркие роли в кино

Ещё будучи студентом ГИКа Файт начал сниматься в кино. На тот момент режиссер Владимир Гардин приступил к съемкам драмы «Особняк Голубиных». Он случайно познакомился с Файтом и пригласил в киностудию «Межрабпом-Русь». Так, молодой актер дебютировал в его картине, а позже сыграл главного героя в фильме «Золотой запас» (1925г). Помимо этого, снялся в знаменитой исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин».

Также сыграть главного персонажа в экранизации двоюродного брата Олега Фрелиха «Прокажённая» (1928 год). Далее были роли второго плана: Пепельняк в криминальной картине «Саша», ротмистр Фальк в шпионской ленте «Две встречи», сыщик Бен Прайс в жизненном фильме «Великий утешитель», прусский офицер в знаменитой картине Михаила Ромма «Пышка».

Но всесоюзную популярность, славу и любовь зрителей актер ощутил снимаясь в фильмах-сказках: «По щучьему велению» (1938) - Мухамед Ага, «Тайна крепости» (1959) – Гей Гез Коса, «Королевство кривых зеркал» (1963) – Нушрок, «Волшебная лампа Аладдина» (1966) – Магрибинец, «Огонь, вода и... медные трубы» (1967) – Чёрный мудрец.

Чаще всего Андрею Андреевичу доставались роли злодеев, немецких или морских офицеров, белогвардейцев, благородных вельмож. Всего в творческой биографии Файта насчитывается около 90 картин (+ к вышеперечисленным): приключения «Сибиряки», военная картина «Морской ястреб», остросюжетная лента «Золотая тропа», военные фильмы «Молодая гвардия» и «Мир входящему», комедия «Бриллиантовая рука», приключения «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые», драма «Приваловские миллионы» (Ляховский, гл. роль), киноповесть «Гончарный круг» (Болотников, гл. роль).

Последний раз принял участие в съемках исторического фильма «Сказ про то, как Царь Пётр арапа женил», роль аббата. Премьера картины состоялась в декабре 1976 года, уже после смерти актера.

Личная жизнь

Талантливый актер с благородной внешностью и аристократическими манерами имел успех у женщин. Ему приписывали романы со знаменитыми актрисами. Андрей Файт действительно первый раз влюбился в красавицу Галину Кравченко. Вместе снимались в киноленте «Великий утешитель».

В 1928-м году молодые люди зарегистрировали отношения, но прожили всего пару лет. Через некоторое время судьба свела актера с Марией Брилинг. Девушка не имела отношения к искусству, но смогла покорить сердце Файта.

В 1937-м году у супругов родился наследник, которого назвали в честь деда актера – Юлием. С пяти лет мальчик уже снимался в кино (у С. Эйзенштейна в «Иване Грозном»; взрослым у А. Гордона в «Убийцах»).

Когда вырос, поступил во ВГИК на режиссерский факультет, учился вместе с Василием Шукшиным, Андреем Тарковским, Геннадием Шпаликовым. Был женат, имеет дочерей. Снял восемь картин: «Ералаш», «Мальчик и девочка», «Пограничный пёс Алый» и др.

Его режиссерским дебютом стала детская короткометражка «Трамвай в другие города». Его третий фильм «Мальчик и девочка» с Николаем Бурляевым в главной роли в 1966 году был назван порнографией и снят с широкого проката.

 Файт рассказывал: "Картина случайно попала на дачу к большим начальникам, и на следующий день отняли акт о приемке. Фильм обвинили чуть ли не в порнографии только потому, что там был крупный план спящих мальчика и девочки. Меня заставляли вырезать эти кадры, а я тянул, упрямился. Вырезать ключевой кадр все-таки пришлось. Но надо сказать, что тогда никто, кроме режиссера, не имел права тронуть картину. Ни одного кадрика! Сейчас, если картина не угодила продюсеру, то режиссеру могут сказать: пошел вон, найдется и без тебя кому сделать, как надо. Ну а тогда, в конце 1960-х, мне на десять лет запретили снимать игровое кино". 

Режиссер получил десятилетний запрет на профессию и ушел в документальное кино ушел на студию «Центрнаучфильм». Пятьдесят лет спустя, в феврале 2017 года фестиваль "Белые столбы" показал отреставрированную версию «Мальчика и девочки». Работал режиссёром на киностудиях «Ленфильм», им. М. Горького, снимал полнометражные и короткометражные художественные фильмы, сюжеты для «Альманаха кинопутешествий» и киножурнала «Ералаш», телевизионные и документальные ленты о музыке и музыкантах - «Родники творчества», «Четверо и музыка», «Дирижирует Геннадий Рождественский», «Композитор Борис Чайковский» и др. 

Поставил два спектакля: «Слоненок» (1981) и «Каштанка» (1982) во Владимирском театре кукол. В 2004 году выпустил фильм «Дорогой Василий Макарыч», построенный на основе писем зрителей и читателей В. М. Шукшину с включением фрагментов фильма «Калина красная». Юлий Файт рассказывал: "Была идея - сделать фильм по письмам, которые были ему написаны. Я придумал ход, что он отвечает не письмами, а кусками из фильма. Пишет ему заключенный, что вот мы ограбили, пьяные были, в День Победы. А Шукшин отвечает фразой из "Калины красной": "Пить надо меньше! Что же, дурачок...".

Андрей Файт до конца дней был востребован. Никогда не жаловался на здоровье, многие несложные трюки исполнял сам. И всё-таки, сердце Великого мастера, Заслуженного артиста РСФСР остановилось 16 января 1976 года. Похоронен в Москве, рядом с родителями на Новодевичьем кладбище.