"Судебная реформа...и где?" - Елена Подгорная

"Судебная реформа...и где?" - Елена Подгорная

У нас много писали о том, что мол пятый Президент мало сделал на своем посту. Недостаточно. А вот вопросов к нему было наоборот - очень много. И один из вопросов касался судебной реформы. Мол - не доделал, не смог, не захотел.
На самом деле - не успел, но кто ж об этом думает?
Но теперь у меня вопрос к Владимиру Александровичу. Где?
Сразу после выборов пан Зеленский получил растущую экономику, стабильный доллар, полную казну бабла, конституционное большинство в новом парламенте... Прошло 2 года и что? Где судебная реформа? Чем занимался наш величайший?
За 2 года со стороны преЗедента поступило 3 проекта. И они направлены на увеличение админконтроля над судьями со стороны Высшего Совета правосудия. Вот собственно и всё.
Зато у нас судьи Вовки порезвились от души.
Роль Этического совета в формировании нового состава ВСП ограничена способом принятия решений. Формирование самого Этического совета организовано таким образом, что главные специалисты из числа международных экспертов пролетели мимо.
На рассмотрение парламента Зе предложил три проекта, которые на сайте преЗедента выглядят так:
"У разі ухвалення першого законопроекту всі судові спори, у яких оскаржуються акти центральних органів виконавчої влади, державних регуляторів та будь-якого іншого суб'єкта владних повноважень, які поширюються на всю територію України, забираються з виключної підсудності Окружного адміністративного суду міста Києва і будуть передані Верховному Суду як суду першої інстанції".
Второй проект №5068:
"передбачає обов’язкову перевірку на доброчесність чинних та майбутніх членів Вищої ради правосуддя, а також врегульовує питання діяльності служби дисциплінарних інспекторів як постійного структурного підрозділу секретаріату ВРП".
Третьим проектом вносятся изменения в Кодекс про административные правонарушения и вводится ответственность за непредоставление информации на запрос дисциплинарного инспектора ВСП.
Очень принципиальным на мой взгляд является второй проект. Тот который про проверку на добропорядочность всех действующих и будущих членов Высшего Совета правосудия. Потому что именно ВСП - это главный орган в системе судебной власти страны.
В руках членов ВСП сосредоточен весь контроль за назначением и увольнением судей. Именно благодаря ВСП почти все судьи, которые запрещали мирные собрания и преследовали активистов во время Революции Достоинства, сохранили свои должности.
ВСП сегодня покрывает судей ОАСК и давит дисциплинаркой на судей Высшего антикоррупционного суда.
Из 21 члена ВСП половину избирают сами судьи.
10 членов ВСП избираются съездом судей.
2-х выбирает Президент.
2-х выбирает Парламент.
2 избираются на всеукраинской конференции прокуроров.
2-х избирают на съезде представителей юридических вышей и научных учреждений.
2-х избирает съезд адвокатов.
1 глава Верховного суда входит в ВСП по должности.
Пока кандидаты на должность члена ВСП не проходили проверок на добропорядочность. Основным критерием отбора была лояльность избираемых к избирателям.
И на первый взгляд новый порядок отбора членов ВСП как бы есть в проекте преЗедента 5068.
Он предлагает создать Этический совет в составе трёх всего судей, действующих или в отставке, которых делегирует Совет судей. И трёх международных экспертов, номинированных международными организациями, с которыми сотрудничает Украина.
Задание Этического Совета - оценить добропорядочность кандидатов в ВСП и подать список рекомендованных. Только есть проблемка.
Это способ принятия решений.
Законопроект нам пишет, что решения принимаются большинством голосов состава Этического совета. Например 4-мя голосами из 6-ти. Но при условии, что трое международных экспертов его поддержат. Это значит, что судьи в составе Этического совета смогут легко и непринуждённо блокировать любое решение совета. И ни один из кандидатов, который не получил поддержку корпорации судей, на должность в ВСП претендовать не сможет.
И да, в случае, когда международные эксперты не согласны с кандидатурой, кандидата не изберут. Но найдутся новые кандидаты, о которых нет информации у международных экспертов.
Естественно, что судьи, которые не боятся открыто говорить о проблемах судебной власти, не получат поддержки Этического совета. Так же нет шансов пройти Этический совет у специалистов от общественности.
А такой способ принятия решений - это ставка Зеленского на зависимых от власти судей. Которые точно будут лояльны к Банковой.
Одновременно Этический совет за 3 месяца с момента своего избрания должен проверить уже действующих членов ВСП на добропорядочность и рекомендовать - кого там уволить.
И я не знаю, как до этого дойдёт, потому что любое решение Этического совета должен поддержать хотя бы один судья в её составе.
А ещё есть вопрос к формированию состава международных экспертов. Требования к субъектам выписаны так, что, например, USAID не сможет подать ни одного кандидата. Хотя именно USAID год назад, во время первой попытки Зе реформировать суды, номинировал экспертов в состав комиссии, которая должна была уволить недобросовестных членов ВСП. Да только ВСП тогда создавать эту комиссию побоялся. Процесс был остановлен. А сегодня участие американцев станет невозможным согласно закона.
Зе обозначил проект закона про реформу ВСП, как срочный и безотлагательный. Это значит, что его должны рассмотреть уже на этой сессии по сокращённым срокам. Но даже так срочно проект не проголосуют до 9 марта.
А именно 9 марта съезд судей планирует выбрать оптом сразу 4-х судей в члены ВСП по старой процедуре. Без этих ваших Этических советов, проверок, но точно с политическими влиялками сверху. Ещё 4 должности в ВСП останутся свободными. 2 по квоте парламента и по 1-й от прокуроров и учёных.
А мы пока наблюдаем. Вместе.