Главный итог недели – перемирие и странные телодвижения вокруг переговорного процесса. Полное дезавуирование Ермака его российским визави Козаком как представителя Украины, переговоры с которым – бессмысленны. При этом из ТКГ уходит Кучма, а на его место приходит свежая кровь и новое лицо – Кравчук.
Все пишут о провале Ермака, о тупике в отношениях «Путин-Зеленский». И вроде бы все так, но как-то до странного пресно выходит. Добавим немного конспирологического перцу. Если в переговорах тупик, а Ермак только имитирует, то для чего россиянам идти на перемирие? Которое, тем более, напомним, фиксируется в личных телефонных переговорах президентов Украины и РФ по инициативе Зеленского? Если нет контакта и тупик, то как и почему вдруг договариваются о прекращении огня, а до этого год не получилась?
ОРДЛО – это большой анклав, который надо кормить, которым надо управлять и за который надо платить санкциями. Если ЛДНР перестает стрелять, то зачем оно тогда Кремлю? Положа руку на сердце, ситуация реального не нарушаемого перемирия выгодна Украине. Не гибнут наши солдаты. А территория после смены режима в РФ – вернется. Если статус-кво перемирия сохраняется, то Зеленский де-факто выполняет свои главные обещания – просто перестать стрелять.
Но зачем это России? Гораздо логичнее в ответ на «срыв переговоров» и «фактический выход из Минских соглашений» было бы устроить эскалацию. И если Ермак портит карьеру Козаку, то почему кремлевский инсайдер Венедиктов говорит о том, что Ермак – тот, на кого опиралась Россия? Сущность российской дипломатии в том, что, однажды на кого-то опершись, она это делает потом до конца карьеры своего партнёра. А точнее, агента.
И все-таки – почему ушел Кучма? Очень похоже на нежелание в чем-то участвовать. Не будем идеализировать Кучму, всем его грехи известны. Однако вспомним, что если бы не он, то аннексия Крыма могла произойти еще в 1995. Именно Кучма нейтрализовал тогда российского агента президента Крыма Мешкова. Рада тогда отменила сам пост президента Крыма и его Конституцию 1992 года, а на полуостров были переброшены части Нацгвардии. Второй раз, уже при Путине, в 2003 году Кучмой была остановлена попытка захвата Крыма, когда РФ начала строить дамбу к украинскому острову Тузла в Керченском проливе. Кучма тогда прервал свой визит в Латинскую Америку и срочно вернулся в Украину, приехал в Крым и демонстративно контролировал сооружение украинского пограничного поста на Тузле. Затем провел прямые переговоры с Путиным, после чего строительство дамбы было остановлено.
И вот теперь приходит Кравчук, член СДПУ (о), сидевший в одном офисе с Медведчуком на Чапаева в Киеве, потом – член блока «Не Так», выступавшего как антагонист Майдана 2004 года, потом подтанцовка у Тимошенко. Не согласимся с Портниковым – Кравчука интересовала не только страница в энциклопедии и памятник в центре Киева, а еще и обеспеченная жизнь внуков и правнуков, ради которой дедушка готов был прикрывать брендом первого президента Украины все, что угодно. Сама карьера в КПУ в отделах агитации и пропаганды, идеологических отделах выходца с Западной Украины, где террор этой самой КПУ был особенно свиреп, об этом говорит.
Очень похоже, что перемирие и ротации в ТКГ, заявления об исчерпании Минского формата – это прелюдия к чему-то. А показательная атака русскими Ермака – традиционная для российских чекистов-технологов – операция прикрытия. Ключевой вопрос – к чему прелюдия: к новой попытке договориться посередине в новом формате, созданию условий для снятия части санкций или новой эскалации, чтобы обвинить Украину в срыве мирного процесса? Скорее всего, это станет ясно еще до местных выборов. Но после них – точно.
Второй маячок недели – чистка НБУ. Ведет ее Кирилл Шевченко, новый председатель Нацбанка, который одной частью лица улыбается МВФ, а другой – подмигивает Зеленскому, требующему деньги для финансирования своих предвыборных инициатив. Карьеру в НБУ Шевченко начал с красивой схемы с декларацией: вспомнил о 3 миллионах в швейцарском банке украинский банкир только после того, как за него проголосовала Рада. Молодец, далеко пойдет.
Выбрана разумная, восхитительно иезуитская тактика. Пока никаких резких движений, курс плавно просел на гривну, а Шевченко тем временем затеял грандиозную кадровую чистку НБУ. Задача – выбить старую команду и расставить своих на ключевые посты. Для этого Шевченко начал аудит деятельности ключевых менеджеров. Разумеется, не чтобы проверить их эффективность, а чтобы найти крючки для шантажа и увольнения. 22 июля Совет НБУ уволил с поста замглавы Нацбанка Олега Чурия, куратора валютного рынка, назначив на его место экс-замминистра финансов Юрия Гелетия, чиновника Минфина, члена Набсовета Укргазбанка, которым руководил Шевченко.
Уволен директор юридического департамента НБУ Олег Заморский. Директор департамента безопасности НБУ переведен на должность заместителя директора. Ушла с должности директор департамента банковского надзора НБУ Наталья Дегтярева.
Новость пятницы – замглавы НБУ Сергей Холод подал в отставку. После назначения нового человека на его место по представлению главы НБУ у Кирилла Шевченко с новыми членами правления будет фактическое большинство, так как голос председателя является решающим при равенстве голосов. Это и будет контроль. Правление НБУ состоит из шести человек.
После освобождения Холода из предыдущего состава правления останутся трое — Катерина Рожкова, Роман Борисенко и Дмитрий Сологуб. Рожкова сейчас находится в отпуске, и ее коллеги ожидают, что она из него не выйдет. Блицкриг получился быстрым. Так что ждем в сентябре запуска печатного станка. С новой командой НБУ. Которая не будет заявлять о политическом давлении, травле шантаже и которая не станет протестовать, когда ей начнут указывать, какой курс нарисовать и какой иск отозвать.
Тренд недели – обострение борьбы за суды. Если раньше все больше кто-то кого-то тихо душил под ковром, то сейчас действо перенеслось на арену под софиты. У Зеленского поняли, что пиздозры с видосиками – это всего лишь надоевший всем пиар, а сила, брат – в ухвале. Пора перестать имитировать борьбу с мафией и начинать возглавлять ее, как когда-то Виктор Федорович. И вот судью Вовка сначала придавили НАБУ, а потом отпустили. И он выдал на гора иск о запрете Шария, с которым в ходе эволюции уже конкурирует Зеленский. Зе тем временем привел к присяге более 200 новых судей. Ну как новых- победителей отборов 2012, 2013 и 2017 годов. То есть, отобранных преимущественно Портновым. Три своих аккорда в песню вставляет Саакашвили, предлагающий судебную реформу, безумие которой компенсируется ее заведомой невыполнимостью. Возможно, безумие контролируемое, потому что на фоне Михо законопроект Зеленского, лежащий в Раде и консервирующий эпоху вовков в судебной системе, выглядит банальным злом.
И возвращение недели. Старые песни о главном от Игоря Валерьевича Коломойского. Исполняет – Андрей Герус. Любимый внук бородатой бабушки выступил с заявлением, что закрывать законом экспорт электроэнергии из России – недопустимо. А украинским шахтерам надо не дорогой уголь добывать, а заняться свободной экономической деятельностью. И здесь, как и в случае с Ермаком, пахнет обстоятельной и толковой операцией прикрытия готовящегося возобновления импорта из страны-агрессора. Запрещать законом импорт оттуда нельзя, говорит Герус, потому что Беларусь на нас обидится и не будет покупать электроэнергию у Энергоатома.
Дело в том, что сейчас в Беларуси ремонт мощностей, и есть дефицит. И украинский "Энергоатом" поставляет туда ресурс.
Поставляет, надо сказать, на 200 грн/МВТ ч дешевле, чем продает внутри по прямым договорам. Это результат прямых переговоров Геруса с министром энергетики Беларуси. Герус у нас уже замещает собой Кабмин и ведет переговоры с правительством Беларуси? Если надо – да. И тут важное уточнение, кому надо. Надо Коломойскому, и поэтому Герус готов в любое время дня и ночи хоть с африканским императором Бокассой договориться. А Коломойскому весь этот белорусский схематоз нужен для создания прецедента. Мы сейчас им, а потом в отопительный сезон – они нам. Все по-честному, как любит Игорь Валерьевич.
Ну и, как обожает говорить Саша Дубинский, лучики позитива и добра. Похоже, что Зеленский согласился на договорняк с зашкваренным судьей Вовком. Отмазать его от НАБУ и отставить на должности в обмен на то, что тот запретит партию Шария. Как говорится, встретились два одиночества. Точнее, три.