Все происходившее на этой неделе в украинской политике заставляет вспомнить Сергея Довлатова.
«Юнна Мориц в Грузии. Заказывает стакан вина. Там плавают мухи. Юнна жалуется торговцу-грузину. Грузин восклицает:
— Где мухи — там жизнь!».
На этой неделе, впрочем, как и весь последний год, украинская политика была полна жизни. Она буквально кипела и бурлила ею. Для начала, и это главное событие, к нам приехал, к нам приехал Саакашвили дорогой. Он улетел, но обещал вернуться, и таки сдержал свое слово! Как красиво все было упаковано. Сначала были длительные предварительные ласки Гордоном, потом телеграм-каналы. И вот уже сам Зеленский заявляет, что у Михо есть потенциал для поддержки правительства Украины. Есть потенциал! Сам Михо радостно сообщает, что обещан пост вице-премьера и амплуа переговорщика с МВФ. Остается формальность – поддержка парламента, где у президента как бы своя фракция и монобольшинство.
Но на этом моменте так бодро ревевший мотор начинает кашлять и троить. Из Рады идут сигналы, что не все депутаты довольны, Михо «не убедил». Подождите, а он что, один туда поехал? А что же Зеленский, который его продвинул? Он где? Видосики записывает? Стоит Саша Дубинский на ступенях Рады, и рассказывает о, извините, программе Саакашвили и его действиях, а где президент, который привез нам волшебника в голубом вертолете? Собственник приглашает антикризисного менеджера, и говорит: ты молодец, парень, сходи договорись с Набсоветом, и можешь работать. А что, так можно было? Да у нас уже год так можно. И не только так.
И в результате есть вероятность, что кандидатуру Саакашвили могут вообще не вынести в зал. Сначала тебя возносят до небес, а потом бросают с высокой кровли в глубокий ров. Михо эти крылатые качели катают, а точнее прокатывают не первый раз, и он это воспринимает как рабочий процесс. Но сама ситуация в который раз показывает, что украинский президент считает своих избирателей, как бы это мягко сказать, людьми не очень умными. Которых уважать не обязательно. Им сначала дали бесплатного акционного медвежонка, а потом забрали, ничего не объяснив.
А еще эта ситуация показала, что драйвером возвращения Саакашвили, похоже, как мы и писали, был все-таки Ермак. А не Вашингтон и не олигархи. Ермак хотел волкодава, которого он будет использовать против врагов Рейха. Одного он уже завел, Уманского, и успешно. С Саакашвили пока не вышло. Депутаты не поддержали, потому что введение в дом козы было не согласовано с крупнейшими группами, хозяевами депутатов.
Зато под дымовой завесой Саакашвили, опять-таки красиво, вечером в пятницу, увольняют главу Таможни Нефедова и главу Налоговой Верланова. Это, во-первых, победа Ермака, вовремя обнявшего Уманского, который до этого заявил о скрутках НДС на 10 млрд ежемесячно. Отметим, что Уманский до своих приключений в Кабмине был особо важным порученцем у Коломойского. И орлы Игоря Валерьевича с большой интенсивностью отрабатывали по Нефедову. А во-вторых, это возможность поторговаться с группами влияния, и протащить Саакашвили в обмен на кресла на Таможне и Налоговой.
На рынке ходят все более упорные слухи, что у Коломойского с Михо очередной пакт Молотова – Риббентропа, и Игорь Валерьевич собирается таранить с помощью Саакашвили Нацбанк, что он уже делал в 2017-2018. Так как к Гонтаревой и людям из ее команды Михо испытывает даже большую неприязнь, чем к Авакову. Так что следующая неделя будет неделей гигантского торга. И очень вероятно, что в этот торг будет интегрирован и вопрос «Приватбанка».
На этой неделе произошло паранормальное явление, связанное с этим учреждением. Генпрокурор попробовала отобрать у президента хлеб, и тоже запилила видосик. Венедиктова постаралась максимально точно копировать подход учителя, и поэтому сняла видосик ни о чем. Но можно пилить зажигательно ни о чем, а можно уныло. И президент потому и президент, что пилит зажигательно, а генпрокурору стоит тренироваться. Но суть была ухвачена верно. Венедиктова заявила, что в иске Суркисов, которые хотят ограбить Приватбанк, читай государство, сначала на 1 млрд, а потом на 7 млрд, а потом другие посипаки вынут еще 21 млрд, а потом другие суды признают незаконность национализации, так вот в этом деле – Офис генпрокурора на стороне закона. И будет помогать суду творить правосудие.
Из чего следует, что оч-чень вероятно, что решение 27 апреля будет принято в пользу Суркисов. Обращает на себя внимание совпадение дат. Суд по иску Суркисов происходит накануне голосования за "антиколомойский" закон. Ну как-то не верится в такие совпадения. Многомесячные процессы, переносы, и вдруг вжух – и прямо перед голосованием. В таких делах судей заряжают так, что они могут выходить в отставку, а на капитал, заработанный дедушкой, его внуки будут безбедно жить где-нибудь в Вене ближайшие 50 лет. И, возможно, именно этим объясняется такое удивительное совпадение ключевого заседания и ключевого голосования.
Поясним. Если Суркисы выигрывают – это очень мощный и очень негативный сигнал для МВФ, который хочет послать Коломойский. Потому что МВФ в этом случае может потребовать дополнительные условия – сделать что-то с решением и вообще с ВСУ. А Зеленский ненавидит подобные ситуации, дополнительные условия, потому что слабые люди всегда боятся показаться слабыми, особенно перед электоратом. Может психануть. И тогда можно будет качнуть ситуацию назад, поставить голосование на стоп, и начать кампанию по отказу сотрудничества с МВФ. А будет очень больно, потому что в мае Украина должна заплатить по долгам.
На этой неделе произошло еще одно ставшее привычным за последний год явление: сеанс разоблачения главы одного правоохранительного органа другим главой. Правда, бывшим. Хотя бывших не бывает. Окружение Зеленского продолжают подвешивать на крючки коррупционных скандалов. Пришла очередь Баканова. Рябошапка органично вжился в роль медиакиллера – и Андрею Богдану на карантине уже, похоже, не так скучно. Из колонки Рябошапки мы узнали о том, что Коломойский до сих пор не сидит из-за лейтенанта Баканова, который тормозит «ключевую экспертизу» «вот уже несколько месяцев». Почему Рябошапка не заявлял об этом, когда был генпрокурором – а Богдан его знает.
Ну, и, конечно же, первый год Зеленского. Наверное, в апреле 2019 Владимир Ссаныч представлял свою первую годовщину иначе. Толпы благодарных избирателей, дети с шариками «ЗЕ», скандирование «Вова-Вова!», народные гуляния на Майдане. Съезд родной партии. Многочасовой отчет о достижениях. Короче, все как было после победы, только еще масштабнее и радостнее. Радостнее от результатов.
Но, увы. Получилось как-то скомкано. Запилили стыдный фильмец на 50 минут, переоделись в чистое после ведер критики своего первого года (а точнее 11 месяцев) вообще и фильма в частности, вот и весь юбилей. Событие сразу утонуло в потоке других новостей. А все потому, что результатов нет. Весь фильм – или объяснение, почему их нет, или обещание, что они будут. Или попытка выдать некие анекдотические факты за величайшие достижения. Не секрет, что депутатам «СН» идеологи Офиса, тот же Потураев, например, рассылают темники, рамки, которые объясняют, что парламентским буратинам говорить о папе Карло и ситуации в театре вообще.
Так вот темничек о первом годе Зе некоторые из них читают с гомерическим смехом – например, как достижение в коммуникации с обществом там подается 14-часовой пресс-марафон Зеленского и новый стандарт новогодних обращений. Про то, что все равно под каким памятником, главное, чтобы он был заасфальтирован. А еще у нас, если кто не заметил, успехи в международной политике, и это не про Оман, а про то, что один из самых влиятельных лидеров этого мира «не допустил трагических последствий для Украины от конфликта Трампа и Байдена» – ну вот, это, помните «генпрокурор 100% мой человек», и перепуганный птенчик рядом с президентом США. И да – опять-таки, «ни одного договорняка со старыми политиками и коррупционерами». Привет, Богдан, добрый день, Арсен Борисович, Роман Труба, как вы? Господин Верланов, уже все скрутили? Что говорить, если достижением штаб президента считает, внимание, избрание новой Рады, в которой Зеленский не контролирует свою фракцию.
А в это время в реальной жизни происходит совсем другое. В энергетике острый кризис неплатежей, когда все должны всем. У «Энергоатома» нет средств на зарплаты, текущую эксплуатацию и ремонт блоков АЭС. Государственное предприятие “Гарантированный покупатель”, финансовый оператор рынка – банкрот, его долги перед производителями и поставщиками электроэнергии превышают 10 млрд грн. Министр энергетики говорит о задолженности населения в 4,7 млрд грн, но как этой задолженности не возникнуть, если часть людей без работы и тратит сбережения, а карантин неизвестно когда закончится, а кроме того, само правительство и президент заверили народ, что штрафовать за неуплату не будут. Бюджет не выполняется, и НБУ вынужден фактически начать эмиссию. Которая проходит в форме рефинансирования госбанков, выкупающих гособлигации. Вот это и есть настоящие итоги недели и года президентства Зеленского.