"СВОБОДНАЯ И НЕСВОБОДНАЯ ОДЕССА" - Юрий Христензен

"СВОБОДНАЯ И НЕСВОБОДНАЯ ОДЕССА" - Юрий Христензен

Пару лет назад мы проводили опрос - "Чем гордятся одесситы?" Проанализировали ответы, провели статистику, нарисовали облако тегов. И оказалось, что все, чем гордятся жители Одессы, нам дала природа, либо было создано людьми за первые сто лет. Период с 1917 года по сегодняшний день выпал из анкет. Ничего нового, только то старое, что мы сумели сохранить.

Двести с небольшим лет назад здесь были степь и море. Не было воды, не было лесов для строительства и обогрева, не было камня для мостовых, а камень для домов приходилось нарезать ручными пилами под землей. Тем не менее, наши предки сумели создать то, чем можно гордиться. А мы, имея бетон, металл и современные технологии, не создали ничего, чем будут гордиться наши дети.

Зато двести лет назад в Одессе был удивительный для того времени уровень свобод. Сюда съезжались люди, которые не находили этого в своих странах. Лютеране из католических земель, католики из протестантских, православные от турок, староверы от новой веры, а иудеи вообще со всего мира. Из этого смешения языков, религий и культур со временем сложился неповторимый одесский колорит.

В начале прошлого века в Одессе жило 640 тыс человек. Это был развивающийся европейский город. В полтора раза больше Киева и в два с половиной раза больше Харькова. А в 1923 году в Одессе осталась половина населения. Наиболее мобильная часть одесситов покинула город в поисках нового пространства свободы. А остальным пришлось учиться выживать, вместо того, чтобы развиваться.

--
С возвращением свободы в 90-х оказалось, что мы разучились ею пользоваться. Культура выживания цепко засела у нас в мозгах. Мы не доверяем никому дальше ближнего круга и не способны объединиться для достижения общей цели. Мы даже лампочку в подъезде не можем вкрутить, зато способны выкрутить и утащить в свою нору. До выхода из этой ловушки мы не станем свободными, даже если нам свободу дать.

Не все так плохо, и маленькие островки свободы в безбрежном море homo sovieticus все же начинают формироваться. Ниже два примера самоорганизации одесситов для защиты исторического наследия города. Это пока еще не развитие, но уже шаги в правильном направлении. Если ростки гражданского общества не закатают в асфальт, со временем может появиться и развитие.

--
Французский бульвар - жемчужина Одессы.

Сначала прошла информация, что его планируют превратить в бетонную магистраль. Потом "внезапно" погибли деревья, составлявшие неповторимую крону бульвара. Одесситы собрались и высадили новые деревья. Приезжали, кто на Range Rover, кто на велосипедах. С ведрами бегали все на равных. Ночью саженцы кто-то ломал, а по выходным на субботниках жители сажали новые.

--
Летний театр - один из одесских мифов

Был подарен городу одним из Де Рибасов. В советское время здесь собирался рок-андеграунд. Выступали с концертами знаковые и не очень, но обычно не одобряемые властью музыканты. С наступлением свободы театр потерял популярность, как и музыка, которая в нем звучала. Но память о тех годах осталась. И она была об общественном пространстве, а не о том, что сегодня на месте театра планируют построить.

На этот раз информация была четкой и конкретной - планы торгового центра и разрешение на строительство. Ладно бы только театр, но под стоянку и подъезд к объекту торговли планируется срубить сотню деревьев и превратить в унылый асфальт часть еще одной жемчужины Одессы - Городскогой сад. Я внимательно пересмотрел ответы на вопрос - Чем гордятся одесситы? Там были Летний театр и Горсад, но не было ни одного торгового центра.

Началось все радикально - ворота Летнего театра сняли с петель и отнесли к стенам горсовета. Так бывает, когда знаковые решения принимаются не только с пренебрежением к элементарным юридическим нормам, но и без учета мнения жителей. Потом был сбор подписей под обращением к местной власти и прочие, более конструктивные действия. Сначала казалось, что этим все закончится, но получилось, что это только начало.

Гражданское общество умудрилось продвинуться дальше, чем можно было ожидать. Субботники по уборке территории постепенно доросли до омнибус-опроса - Каким одесситы видят Летний театр? Потом архитекторы создали визуализацию. Потом откуда-то начали появляться деревья и невиданные экзотические кусты, которые сажали в лунки в соответствии с планом. Оказалось, что советский рок когда-то слушали вполне креативные люди, сохранившие чувство свободы.

Торжество демократии омрачалось тем, что местные клановые элиты в этот раз не планировали отступать. Кого-то могли избить, в кого-то ткнуть заточкой, кого-то протаранить на грузовике и сбежать, а в кого-то стрелять. У водителей, помогавших все привозить и отвозить, внезапно возникали проблемы. Подконтрольные власти СМИ развернули кампанию про "псевдоактивистов". Осталось посадить всех на подвал и станет похоже на современный Донецк.

Недавно стратегия поменялась и против участников выдвинули судебные иски на миллион гривен каждому за несанкционированные субботники. Уже начали арестовывать имущество. А сегодня в летнем театре в сопровождении титушек появились строители и коммунальщики. Начали все ломать и заявили, что завтра начнут завозить технику. Будут закатывать в бетон подарок Де Рибаса одесситам. И уверены, что одесситы смолчат.

--
Пару месяцев назад я был на приеме у мэра. Мне показалось, что он был искренним, когда говорил о гражданском обществе, как о досадной помехе. Мысль о том, что именно граждане Одессы доверили ему управлять принадлежащим им городом в словах мэра ни разу не прозвучала. Мне даже показалось, что власть не видит в одесситах граждан. И, следует признать, мы часто даем для этого повод.

В Горсаду планируется митинг. Если придет доля процента от количества жителей Одессы, ничего не изменится. Местная власть вряд ли отступится. Силовики на прикормке, в Киеве бардак, а подконтрольные СМИ расскажут про кучку радикалов, которые пытаются навредить одесситам. В Фейсбуке в одесских пабликах хозяйничают тролли. Так что свобода это не данность, ее еще нужно заслужить и уметь защитить.

Юрий Христензен