СYNIC: Демографическая яма войны

СYNIC: Демографическая яма войны

50% выехавших в Польшу украинок не хотят возвращаться в Украину, 42% намерены вернуться, — соцопрос Rzeczpospolita

Самое страшное последствие любой войны - демографическое. Особенно в условиях, когда "принудительную" рождаемость невозможно обеспечить.

Война "состригают" демографическую ёлочку на уровне молодежи, оставляя возрастное общество, психологически разрушенное, и поколение детей, растущих несчастными в результате гибели родителей.

В обычных условиях возвращаются после миграции не более 50% человек - это, в основном, те, кто не смог адаптироваться в новом социуме, а т.е. самые предприимчивые, адаптируемые и гибкие навсегда покидают государство.

Но это в условиях, когда есть куда возвращаться. В условиях, когда работает экономика.

После войны экономика оказывается в долгосрочном восстановительном коллапсе. Таким образом, экономическая ситуация , сравнимая с довоенными показателями, будет достигнута через минимум 10 лет после окончания войны.

Итого ~13 лет будут разделять выезд из страны и "точку экономического баланса".

Сколько процентов населения будут готовы бросить западные страны, чтобы вернуться в Украину спустя около 13 миграции?

Таким образом, все войны демонстрируют один и тот же показатель "возвращения в страну" - около 20% из числа уехавших.

И 75% из этих 20% - это те, кто за десятилетие не влился в западное общество. Они не будут приносить сверхприбыль новой Украине, и тем более вряд ли станут локомотивами экономического роста и технологических инноваций.

Остальная часть - около 5% от изначального числа выехавших - вернутся на патриотических чувствах.

И тут возникает "вторая волна" миграции.

Когда те, кто прибыл, видят, что система порочна, а уровень жизни не улучшается, государство коррумпировано, "цикл миграции" начинается заново, забирая половину из первой и половину из второй группы.

Таким образом, в долгосрочной перспективе (20 лет) 90% уехавших останутся в миграции.

Одни из лучших показателей, которых вообще можно добиться, - это 70/30 (возвращение 30% уехавших), но для этого нужно настоящее экономическое чудо с полной реформой государственного мышления: "государство как партнёр" вместо антагонизма общества и государства.

И тут есть следующая проблема. Классическая модель - после "власти гражданских" по окончанию войны приходит "власть военных" с соответствующей переориентацией государства на нужды национальной безопасности.

Это всегда приводит к уменьшению свободы рынка при увеличении полномочий исполнительной власти (и сращивания законодательной и исполнительной властей).

Противостоять этому невозможно, потому что общество будет требовать "защитника" в лице "генерала", и это общество будет готово пожертвовать своей свободой ради будущей безопасности. Никакой процесс интеграции и европейских реформ не обрушит запрос на "военное руководство" с военными правилами.

Поэтому сценарий "чуда 70/30" происходит, в основном, в тех случаях, когда во время войны страной руководили военные, которых неминуемо сменяют гражданские.

Циркуляцию запомните: если при войне руководили страной гражданские, им на смену придут военные с усилением центральных органов; если страной руководили военные во время войны, то им на смену придут гражданские, направленные на либерализацию государства и децентрализацию властей.

В первом сценарии экономическое чудо практически невозможно, во втором случае оно вероятно лишь при усиленном влиянии "свободных держав".

Это означает, что в лучшем случае Украина столкнется с 20% вернувшихся военных мигрантов.

Средний показатель - около 1 млн из общего числа уехавших.

Но всё не так просто.

Уехала экономически активная прослойка, а осталась экономически пассивная. Это путь к "старению нации". И к тому, что государство начнет превращаться в "медсестру для пенсионеров и жертв войны".

Т.е. произойдет снижение экономического потенциала за счёт увеличения числа лиц, получающих социальное обеспечение, при значительном сокращении числа лиц, вносящих суммы для этого социального обеспечения (сокращение числа плательщиков налогов).