Многие режиссеры, которым довелось работать с Янковским, обращали внимание на его универсальный талант и невероятный природный магнетизм. Так, Роман Балаян говорил: «Такое лицо для актера – счастье. Он может быть царем, а может быть бомжом. Может играть комсомольца, а может фашистского офицера».
Александр Збруев добавляет: «Свой магнетизм и обаяние Янковский умел направить в любую сторону. И поэтому одинаково убедительно играл и негодяев, и героев».
Олег Янковский родился в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.
Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке...
Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках…
Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей — такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые «крамольные» вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега.
Со временем Янковские перебрались в Саратов — город с богатыми культурными корнями, город театралов... В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.
Старший из братьев Олега — Ростислав — окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (где он служил до своей кончины в 2016 году). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец — средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность — куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.
Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.
Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь, словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.
Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору — узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие-то списки и сказал: «Вы приняты. В сентябре приходите учиться».
Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, — сдал все экзамены, прошел все туры... А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью — маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.
Марина Ивановна учила своих сыновей: «Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо». Все трое братьев Янковских женились до 21 года — и именно на всю жизнь.
На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек... Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее — здесь, в Москве!
После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: «Это — муж самой Зориной».
Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно — актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…
Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма «Щит и меч». Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: «Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша». Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но... «Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты — найди артиста с таким умным лицом». Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому...
В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим!» В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.
Олег Иванович вспоминал о фильме «Служили два товарища»: «Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны — Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся».
В 1973 году Олег Янковский отправился работать в Московский театр Ленинского комсомола. А вот его супруга ради него пожертвовала карьерой и с головой ушла в семью.
На новом месте Олег Янковский сразу стал ведущим актером. Лучшие его работы того времени: «Парень из нашего города», «Автоград-XXI», «Революционный этюд», «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Варвар и еретик», «Гамлет» и «Чайка». 70-е Кинорежиссеры заметили талантливого актера и стали предлагать работу.
На съемках фильма «Гонщики» в 1972 году Янковский попал в аварию: машина с актером и оператором перевернулась и полетела кувырком. Оператора выбросило, а на Янковском сгорела куртка. Сам актер даже царапин не заработал.
Самая заметная работа Олега в 70-х – отец в картине «Зеркало» Андрея Тарковского. Туда актер попал совершенно случайно, поскольку имел сходство с папой режиссера. Чуть позже, в 1983 году Тарковский опять позвал Янковского – в драму «Ностальгия». Кстати, в 70-е актер много снимался. Он получал разноплановые роли: в «Премии», «Обратной связи», «Звезде пленительного счастья», «Чужих письмах», «Сладкой женщине», «Повороте», «Слове для защиты».
Первой совместной работой Марка Захарова и Олега Янковского стала картина «Обыкновенное чудо» в 1978 году. Волшебника актер сыграл очень искрометно и тонко. Фильм и сейчас пользуется большой популярностью у зрителей.
Через год последовала роль в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Но этой работы Янковский едва не лишился. Сценарист никак не хотел видеть в Олеге чудака.
В 1983 году была работа в сатирической комедии «Дом, который построил Свифт». Картина была не такой удачной, как предыдущие. Он был похож на «Чудо» и «Мюнхгаузена», но смотрелся не с таким интересом. Зато интереснее стал герой Янковского в притче «Убить Дракона» в 1989 году. 80-е и 90-е
На это время приходится расцвет творчества Олега Янковского как актера.
Он играет не только у Захарова, но и у других режиссеров. Его копилка пополнилась фильмами Романа Балаяна: «Полеты во сне и наяву» в 1983 году, «Поцелуй» в том же году, «Храни меня, мой талисман» в 1987 году, «Филер» в 1988 году. А так же драме «Мы, нижеподписавшиеся» Татьяны Лиозновой в 1981 году и мелодраме «Влюблен по собственному желанию» Сергея Микаэляна в 1982 году.
В начале 90-х годов прошлого века Янковскому достаются яркие и разные роли: в картине «Паспорт» Георгия Данелии и драме «Цареубийца» Карена Шахназарова.
В это время актер принципиально перестал сниматься, поскольку настоящих профессионалов начали отодвигать в сторону – всех волновал финансовый вопрос и картины штамповали по 400 штук в год. А Янковский на плохие фильмы не соглашался.
Поэтому Олег уехал на полгода в Париж по приглашению Клода Режи. Он очень напряженно работал в международном театральном проекте. И именно во Франции актер узнал, что получил звание народного артиста СССР – за неделю до развала Советского Союза.
Затем было очень мало ролей в фильмах: самые интересные - «Роковые яйца» в 1995 году, «Первая любовь» тогда же и «Ревизор» спустя год.
Но особого удовлетворения от этих работ актер не испытывал. С 1993 года он возглавил сочинский «Кинотавр».
Олег Янковский снял свою первую картину «Приходи на меня посмотреть» в 2000 году и сыграл в ней главную роль. Это рождественская сказка хоть и с банальным сюжетом, но была тепло встречена зрителями.
Спустя два года актер снялся в «Любовнике» Валерия Тодоровского. Роль стала одной из лучших за последние несколько лет. Сам Янковский признавался, что картина ему очень дорога. Эта роль принесла Олегу приз за лучшую мужскую роль на «Кинотавре» и приз «Золотой овен-2002».
Далее актер снялся в лентах «Бедный бедный Павел», «Без вины виноватые», «Доктор Живаго». Яркий персонаж был в картине «Стиляги». Роль хоть и маленькая – отец Фреда – но зажигательная и запоминающаяся.
Последней работой актера оказалась роль митрополита Московского Филиппа в фильме «Царь». Ее выхода Олег Янковский не дождался.
20 мая 2009 г. актера на стало. Марк Захаров признавался: «Это убийственный удар по «Ленкому», это горе и трагедия, которую не знаю, как мы перенесем. Мы надеялись на выздоровление до последнего момента. Олег Иванович вел себя очень мужественно, играл спектакли, когда уже, наверное, нельзя было играть, и делал это изумительно. Он был выдающимся русским актером, величие и значение которого еще предстоит по-настоящему оценить».