Тайна каменных шаров

Тайна каменных шаров

В разных местах планеты на прибрежных территориях разбросаны огромные каменные шары. Местные люди до сих пор приписывают им магические свойства, а в древности складывали легенды и верили в их неземное происхождение. Благодаря эффектным фотографиям в интернете самыми узнаваемыми стали сферические валуны Моераки на побережье Отаго в Новой Зеландии.

Наиболее крупные весят несколько тонн и достигают в диаметре 2,5 м.

Широко известны также петросферы Коста-Рики. Одна из них даже изображена на местной банкноте. В дельте реки Дикис на тихоокеанском побережье насчитали более 300 шаров. 

Диаметр их — до 2,57 м, вес — до 20 тонн. Сферические валуны есть на полуострове Мангышлак и в Лунной долине (Аргентина), в Кеттл-Пойнте на озере Гурон в Канаде и парке Рок-Сити в штате Канзас, на пляже Боулинг-Боллс-Бич в Калифорнии и т.д. В России — на острове Чамп архипелага Земля Франца-Иосифа, в Волгоградской области, на реке Ижма в республике Коми, в Красноярском крае, Якутии и еще много где.

В отличие от древних таинственных мифов современные геологи придерживаются вполне прозаической версии — это гигантские карбонатные конкреции, сформировавшиеся 50-60 млн лет назад в илистых отложениях прибрежной зоны морского бассейна. Внутри находится «затравка» — окаменелость, древняя раковина или скопление углистого вещества, к которой стягивался карбонат кальция или кальцита. Органика при разложении создает вокруг себя щелочную среду, и содержащийся в поровых водах кальций осаждается в виде кальцита, который цементирует песок и ил вокруг «затравки». В итоге в толще песчаников, сланцев и аргиллитов формируются запечатанные конкреции — образования, более прочные, чем окружающие породы. В ходе эволюции слои аргиллитов размыл прибой, а конкреции оказались на поверхности. Волны обработали их, придав сферическую форму.

Общий принцип формирования шаров был понятен, но до недавнего времени оставались вопросы. Как быстро они растут? Почему такая правильная форма? Из-за чего и когда прекращается рост? Ученые Нагойского университета (Япония) не один год занимаются этими вопросами, в итоге им удалось раскрыть оставшиеся тайны.

Исследования продемонстрировали, что даже самые большие конкреции образуются быстро — за несколько десятилетий. Основной механизм — встречный диффузионный перенос ионов гидрокарбоната HCO3–, возникающих при разложении органического вещества, и кальция Са2+ из морской воды, которой пропитан ещё не затвердевший донный осадок.

Ранее с помощью метода сканирующей аналитической рентгеновской микроскопии выяснили, что растущая конкреция отделена от вмещающей породы так называемой реакционной зоной, в которой и происходят диффузионные обменные реакции. Если на её пути нет препятствий, она равномерно смещается во всех направлениях от центра. Отсюда и сферическая форма. А рост прекращается, когда в ядре заканчивается углерод.