Тайная история израильского ядерного арсенала

Тайная история израильского ядерного арсенала

Хотя Израиль официально не признает этого, хорошо известно, что страна обладает арсеналом ядерного оружия (хотя точное количество боеголовок неизвестно). Соединенные Штаты выступали против израильской программы ядерного оружия во время администрации Джона Ф. Кеннеди и, в меньшей степени, Линдона Б. Джонсона. Менее известная часть истории, заключается в том, что основной объем финансирования израильской программы ядерного оружия поступил от частных лиц, и первым из них был Абрахам Фейнберг, видный американец, который служил неофициальным советником как президента Кеннеди, так и Джонсона.

Интерес Израиля к ядерному оружию в основном восходит к основанию еврейского государства в 1948 году. Один из основателей страны, Давид Бен-Гурион, терзался не только воспоминаниями о Холокосте, но и неустанной враждебностью, с которой к Израилю относились его гораздо более крупные арабские соседи. Бен-Гурион считал ядерное оружие последним спасением еврейского государства в случае, если его враги когда-либо пустят в ход свое гораздо более крупное население и экономику для создания условно превосходящих военных сил.

Проблема Бен-Гуриона и его ближайших советников заключалась в том, что молодая, бедная и относительно неискушенная страна не располагала необходимыми технологическими и материальными ресурсами для поддержки программы ядерных вооружений. Наилучшая надежда Израиля на приобретение ядерного оружия заключалась в поиске иностранного покровителя. К счастью для Израиля, современные обстоятельства создали для этого все условия.

В середине 50-х контроль Франции над Алжиром, который она считала своей частью, а не очередной колонией, все чаще подрывался в ходе внутренних мятежей, получивших существенную поддержку от египетского лидера Гамаля Абделя Насера. Париж попросил у Израиля помощи в предоставлении информации о ситуации в Алжире в обмен на обычное французское оружие. Возможность превратить это соглашение в ядерное сотрудничество представилась в 1956 году, когда Париж попросил Израиль дать Франции и Великобритании предлог для вмешательства - то, что впоследствии стало кризисом в Суэцком канале.

У Бен-Гуриона были серьезные оговорки относительно вовлечения Израиля в эту схему, но Франция согласилась предоставить Израилю небольшой исследовательский реактор, подобный реактору EL-3, построенному Францией в Сакле. Разумеется, кризис в Суэцком канале вызывал гнев как у США, так и у СССР. Франция не смогла защитить Израиль от угроз. Но прежде, чем согласиться на вывод своих сил, Израиль потребовал от Парижа «подсластить» ядерное соглашение. Франция согласилась предоставить Израилю гораздо более мощный, производящий плутоний реактор в Димоне, природный уран для реактора и завод по переработке отходов - в основном, все, что требовалось Израилю для производства плутония для бомбы, за исключением тяжелой воды.

Это был серьезный шаг - ни одна страна до или после не предоставляла другому государству такого огромного количества технологий, необходимых для строительства ядерной бомбы. Тем не менее, это была только половина битвы. Бен-Гурион все еще должен был найти средства для оплаты ядерной сделки. Израиль, вероятно, заплатил Франции не менее 80 миллионов долларов в пересчете на валюту 60-х. В то время для Израиля это была огромная сумма. Кроме того, Бен-Гурион опасался, что, если он потратит оборотные средства на ядерный проект, армия будет недовольна.

Израильский премьер решил создать для финансирования сделки с Францией частный фонд. Как отметил Майкл Карпин в своей прекрасной истории израильской ядерной программы «Бомба в подвале», Бен-Гурион велел своим сотрудникам просто «позвонить Эйбу», ссылаясь на Эйба Фейнберга. Фейнберг был известным нью-йоркским бизнесменом, филантропом и еврейско-американским лидером, тесно связанным с Демократической партией. До вступления Америки во Вторую мировую войну Фейнберг собирал деньги, чтобы помочь европейским евреям эмигрировать в Палестину. Именно Фейнберг помог с финансированием ядерного проекта. Тайная кампания по сбору средств началась в 1958 году. Около 25 миллионеров вложили в это дело 40 миллионов долларов.