"Тайны кино": "Солярис"

"Тайны кино": "Солярис"

"Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее…" Эти слова Андрей Тарковский произнес после выхода на широкие экраны его третьей полнометражной картины – "Солярис". Картины, которая открыла имя Тарковского широкому зрителю. Картины, которая была снята режиссером не потому, что он мечтал создать это кино, а потому, что он не мог делать то кино, о котором мечтал.

А мечтал Андрей Арсеньевич снять "Зеркало", экранизировать "Подростка" и "Идиота" Достоевского. Но многие мечты идеалиста-Тарковского так и остались мечтами. Потому что режиссер был не в состоянии найти контакт с прагматичным и часто жестоким миром советского кинематографа, где его многие не любили, не понимали.

Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Ведь если бы уникальный талант Тарковского сразу оценили по достоинству, возможно, картины "Солярис" никогда бы не было ни в жизни режиссера, ни в жизни зрителей.

Что заставило Андрея Тарковского взяться за картину в так нелюбимым им фантастическом жанре? Почему знаменитый оператор Урусевский не захотел работать с режиссером? На какую хитрость пришлось пойти Наталье Бондарчук, чтобы получить в картине Тарковского главную роль? Почему художник Михаил Ромадин после съемок "Соляриса" навсегда ушел из кино? В чем оператор Юсов обвинил Андрея Тарковского? И что заставило режиссера отказаться от одной из самых красивых сцен в фильме?