"Тебя посодют, а ты не воруй!"

"Тебя посодют, а ты не воруй!"

Уже несколько дней читаю реакции на снятие депутатской неприкосновенности. В основном вижу радость, удовлетворение и т.д. При этом большинство аргументов сводится к "народ требует", "двадцать лет ждали", "нет привилегиям!" и т.д. Аргументов как таковых в пользу снятия неприкосновенности пока то ли не получил, то ли не понял. Прошу считающих снятие неприкосновенности благом разъяснить в чем именно они видят преимущества.

Сам я считаю снятие депутатской неприкосновенности однозначным злом. Писал об этом еще год с лишним назад, когда в прошлом созыве проект вносился (кажется БПП). Повторю еще раз свою аргументацию.

1. Депутатская неприкосновенность не означает невозможность привлечения депутатов к уголовной ответственности. Она означает невозможность привлечения депутата к уголовной ответственности и совершения в отношении него ряда процессуальных действий без предварительного согласия ВР. Основным аргументом сторонников отмены называется сложность процедуры снятия неприкосновенности и т.д. То есть именно те вещи, ради которых она и вводилась.

2. Думаю, никто у нас всерьез не будет доказывать, что ГПУ является независимым, политически незаангажированным органом, который интересуется только законностью. Во всяком случае, я давно не встречал настолько последовательных эльфов, которые бы не замечали политической мотивации в действиях прокуратуры.

3. Решение о привлечении депутата к уголовной ответственности принимается и сейчас, и будет приниматься после снятия неприкосновенности, Генпрокурором. Ну или формально не им, а кем-то из его подчиненных. Который, как мы уже выяснили, является весьма активным политическим игроком. Обычно входящим в команду Президента, но это уже не так существенно. Сейчас для возбуждения уголовного дела в отношении депутата и т.д. Генпрокурору нужно получить согласие остальных депутатов. То есть возможность устроить депутату неприятности у Генпркурора все равно есть, но всерьез взять за гениталии может только с согласия остальных депутатов. В случае отмены депутатской неприкосновенности, он сможет делать это единолично. Получается, что мы даем в руки Генпрокурору мощнейший инструмент воздействия на депутатов.

4. Я считаю дополнительные возможности давления Генпрокурора на депутатов несомненным злом. И это не зависит от фамилии прокурора. В наших реалиях это прямой путь к революционному законотворчеству и голосованию под дулом пистолета. Напомню, что именно Пшонку считали основным инструментом загоняния в стояло депутатов при Януковиче. И это даже при неприкосновенности, через вторичные инструменты.

6. Что наличие, что отсутствие это неприкосновенности, влияет только на перераспределение полномочий и возможностей между Генпрокуратурой, каждым отдельным депутатом и ВР в целом. На взаимные права, обязанности и реальные возможности кого-то вне ВР и Генпрокуратуры, наличие и отсутствие неприкосновенности не влияет никак. Поэтому дополнительные инструменты влияния Генпрокурора на депутатов являются ЕДИНСТВЕННЫМ следствием снятия неприкосновенности. Если депутат с Генпрокурором дружит, то привлечь его к ответственности не получится все равно ни у кого.

Теперь хочу разобрать известные мне аргументы сторонников отмены депнеприкосновенности.

1. "Тебя посодют, а ты не воруй!" Всерьез это звучит как "Честным депутатам бояться нечего, а остальные и должны страдать." Аргумент, на мой взгляд, неверным сразу по двум основаниям.
1а) И в отношении законопослушных депутатов есть масса способов при желании испортить жизнь. Мы же говорим о реальной украинской политической ситуации. а не о сферическом в вакууме правовом государстве. Например во время Майдана при отсутствии неприкосновенности оппозиционные депутаты бы не имели никакой возможности легитимно прикрывать протест.
1б) Ок, большинство депутатов ВР не ангелы и далеко не образчики правопослушания. Мы хотим чтобы они были абсолютно карманными депутатами Генпрокурора. или сохраняли некоторую степень независимости? Напомню, речь идет о степени. При надлежащих доказательствах в большинстве случаев ГПУ в состоянии добиться о ВР снятия неприкосновенности с конкретного депутата.

2. "Неприкосновенность превращает депутатов в особую касту!" Ну превращает. Кстати, далеко не только неприкосновенность, у них и так специальных возможностей пруд пруди. И что? Не только она одна, кстати. У нас таких каст и без депутатов хватает. Судьи, сбушники, прокуратура и далее по списку. Причем в отличие от депутатов остальных вы еще и не выбираете. А в случае депутата этот особый статус как раз является залогом независимости депутата. Не от избирателя, от избирателя он в любом случае до следующих выборов независим. От других органов.

3. Вариация предыдущего. ""Вот пусть как все живут!" А это уже махровый популизм на грани шариковщины. Вам нужно чтобы депутат страдал, или чтобы он максимально эффективно выполнял представительские и законотворческие функции? Если первое. то мне говорить с таким оппонентом не о чем. А вот второму зависимость от Генпрокурора мало будет способствовать.

4. "А вот народ требует!" У нас народ много чего требует. Не учитывать это глупо и нерационально. Но считать мнение народа истиной в последней инстанции тоже путь в никуда. Каждый может перечислить десятки примеров, в которых народ у нас чего-то требует мягко говоря не слишком разобравшись в вопросе. И внедрение в жизнь этих требований приведет к фатальным результатам.

Никита Соловьев