«Теневая» политика Белого дома: NYT рассказала о намерениях Трампа обвинить Украину в саботаже его избирательной кампании

«Теневая» политика Белого дома: NYT рассказала о намерениях Трампа обвинить Украину в саботаже его избирательной кампании

Президент Дональд Трамп намеревался выставить Украину виновной во вмешательстве в американские выборы 2016 года, несмотря на выводы разведки и Минюста США об ответственности России. Об этом пишет газета The New York Times со ссылкой на широкий круг источников и документов. С этой целью, как утверждается, глава Белого дома при поддержке личного адвоката Рудольф Джулиани, не являющегося госслужащим, организовал поиски информации, которая могла бы, по его мнению, свидетельствовать о враждебных действиях Киева против Трампа в период электоральной гонки.

Этот подход подрывал официальную дипломатию Соединенных Штатов, а сигналы, посланные Трампом, который давно известен своим скепсисом относительно стратегической ценности поддержки Украины в войне против России, усложнили попытки нового украинского правительства противодействовать Москве, отмечает газета. По данным NYT, Трамп наряду с официальной политической линией в отношении Киева параллельно проводил ее "теневой" вариант. Расхождение между его собственной повесткой и деятельностью официального внешнеполитического аппарата стало предметом расследования в рамках подготовки к импичменту, в ходе которого Конгресс выясняет, действительно ли президент США пытался давить – в том числе с помощью своих подчиненных – на уязвимого союзника в целях получения собственной выгоды.

Конгрессмены вызовут на допрос госсекретаря США Майка Помпео и других представителей Госдепартамента США. Один из вопросов, которые планируется им задать, касается решения о заморозке Киеву крупного финансового транш. Другой аспект, который планируют изучить депутаты, связан с отзывом из Украины посла США в Киеве Марии Йованович, которую консервативные союзники Трампа считали недостаточно лояльной к президенту. На слушания будет вызван Курт Волкер – спецпосланник США по Украине, подавший в пятницу в отставку вскоре после направления ему повестки из Палаты представителей, где ему предстоит ответить на вопросы о его роли в деле, связанном с предполагаемым давлением Трампа на Зеленского.

Трамп назвал расследование импичмента очередной "охотой на ведьм", а Джулиани сказал, что усилия, направленные на инициирование Украиной расследования по делу Джо Байдена – главного политического конкурента Трампа на предстоящих президентских выборах – не преследовали цель повлиять на исход электоральной гонки в 2020 году. "Я делал это, чтобы добыть информацию, которая оправдывает моего клиента, а ведь в этом и заключается задача адвоката", – цитирует его газета.

По данным NYT, еще за несколько месяцев до событий, которые стали причиной текущего расследования Конгресса, Джулиани как минимум дважды встречался с бывшим генпрокурором Украины Юрием Луценко, от которого он в итоге получил сведения, представляющие интерес для Трампа. Речь идет о деятельности сына Хантера Джо Байдена в Украине, а также главы избирательного штаба Трампа Пола Манафорта.

На сегодняшний день нет доказательств правонарушений со стороны Джо Байден и его сына Хантера, который входил в состав совета директоров украинской газовой компании Burisma Group. Манафорт в марте этого года был приговорен американским судом к 3,5 годам тюрьмы за налоговые и банковские преступления. Это стало возможным благодаря переданной Киевом информации о получении Манафортом от экс-президента Украины Виктора Януковича и его Партии регионов 12,7 миллионов долларов в виде незарегистрированных наличных платежей. Джулиани, однако, уверен, что усилия Украины в деле Манафорта были направлены на саботаж избирательной кампании Трампа. Сам Трамп в марте этого года повторил высказывание одного из дружественных к нему журналистов о том, что по мере угасания интереса к "российскому" кейсу якобы усиливаются подозрения относительно украинского вмешательства в выборы на стороне Хиллари Клинтон.

Как напоминает газета, Трамп с первых дней своей избирательной кампании подвергал сомнению правильность американской политики в отношении Украины. Он фактически отказался осудить аннексию Крыма, называл санкции США против Москвы "излишне конфронтационными", а также высказывал недовольство тем, что союзники, по его мнению, проявляют в этом вопросе меньшую по сравнению с Вашингтоном активность. Одновременно он критиковал членов НАТО за недостаточный, по его мнению, вклад в оборонный бюджет альянса.

Согласно отчету информатора, в мае, сразу после победы Зеленского на президентских выборах, украинское руководство получило сигнал о том, что Трамп согласится на встречу с Зеленским только в том случае если, Киев согласится помочь Трампу в проведении политического расследования. Имя посланника, передавшего это сообщение Киеву, не раскрывается, однако появление этой информации по времени совпало с визитом в Киев американской делегации во главе с министром энергетики Риком Перри для участия в инаугурации Зеленского. По указанию Трампа вице-президент Майк Пенс пропустил это мероприятие, говорится в жалобе осведомителя.

Согласно этому секретному донесению, Луценко в своем стремлении сохранить пост в президентство Зеленского посылал смешанные сигналы относительно готовности возбудить дело против Хантера Байдена – сына Джо Байдена. Зеленский, однако, уволил Луценко и перекрыл тем самым "точку доступа" Джулиани к украинскому правительству. Вместо с тем Зеленский направил одного из своих ближайших помощников – Андрея Ермака – для налаживания контакта с Джулиани. Вскоре после этого между ними состоялся телефонный разговор. Несмотря на это, Трамп приказал своим сотрудникам заморозить более чем 391 миллион долларов США в виде военной помощи Украине практически без всякого объяснения. Этот шаг озадачил и разочаровал чиновников Пентагона и членов Конгресса от обеих партий, которые считают эту помощь решающим инструментом в борьбе Украины напротив российской агрессии. Спустя неделю – 25 июля – состоялся телефонный разговор между Трампом и Зеленским.

Из стенограммы и заявлений самого Трампа следует, что он убеждал украинского коллегу инициировать расследование против сына Джо Байдена – главного политического конкурента Трампа на предстоящих президентских выборах. В ходе разговора президент США намекнул Зеленскому на то, что Киев мог бы проверить конспирологическую версию, согласно которой якобы именно украинские, а не российские спецслужбы похитили письма Хиллари Клинтон. Во время беседы американский лидер неоднократно заявлял Зеленскому, что вскоре с ним свяжутся Джулиани и Барр. В ответ Зеленский сказал Трампу: "Один из моих помощников совсем недавно говорил с Джулиани, и мы очень надеемся, что Джулиани сможет поехать в Украину, и мы встретимся".

На следующий день после звонка Волкер и посол США в Европейском союзе Гордон Сондленд встретились в Киеве с Зеленским. Через неделю Джулиани встретился с Ермаком в Мадриде.

"Основываясь на многочисленных отчетах об этих встречах, о которых мне рассказывали различные официальные лица США, послы Волкер и Сондленд, по сообщениям, давали советы украинскому руководству о том, как «ориентироваться» в требованиях, которые предъявлял президент господину Зеленскому", – говорится в заявлении осведомителя.

"Начиная с середины мая, я слышал от нескольких официальных лиц США, что они глубоко обеспокоены тем, что, по их мнению, мистер Джулиани обходил обычные процессы принятия решений в области национальной безопасности, чтобы непосредственно взаимодействовать с украинскими официальными лицами и быть коммуникатором между Киевом и президентом. Эти официальные лица также сообщили мне, что:
- должностные лица Государственного департамента, включая послов Волкера и Сондленда, беседовали с мистером Джулиани в попытке «сдержать ущерб» национальной безопасности США;
- послы Волкер и Сэндленд в течение этого периода встречались с членами новой украинской администрации и, в дополнение к обсуждению вопросов политики, стремились помочь украинским лидерам понять и ответить на различные сообщения, которые они получали от официальных американских каналов с одной стороны, а от мистера Джулиани с другой", – говорится в жалобе информатора.

В августе Трамп призвал вернуть Россию в "Большую семерку" и призвал к заключению сделки между Москвой и Киевом с целью снизить напряженность в отношениях между сторонами. Через две недели после звонка 25 июля американский лидер, комментируя возможность встречи с Зеленским, сказал: "Я думаю, что он собирается заключить сделку с президентом Путиным, и он будет приглашен в Белый дом".

Ссылаясь затем на приближающийся ураган, глава Белого дома отменил поездку 1 сентября в Варшаву, в ходе которой он изначально планировал встретиться с Зеленским. Пенс тогда объявил журналистам о том, что задержка военной помощи связана с наличием у него и Трампа "серьезных опасений по поводу проблем коррупции" в Украине. Заблокированные 400 миллионов долларов были разморожены только после протестов со стороны обеих партий в Конгрессе.

Во время встречи с Трампом, состоявшейся в среду в Нью-Йорке, Зеленский заявил, что по-прежнему ждет встречи в Белом доме. "Я хочу поблагодарить вас за приглашение в Вашингтон, однако, кажется, вы забыли сообщить мне дату", – сказал он во время совместной пресс-конференции.

24 сентября спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси объявила о решении начать процедуру с тем, чтобы выяснить, есть ли основания для объявления импичмента Трампу. Соответствующее решение было объявлено после того, как стало известно содержание анонимной жалобы сотрудника американской разведки относительно стенограммы телефонного разговора Трампа с Зеленским. В настоящее время импичмент готовы поддержать более половины членов Палаты представителей – 225 из 435.

Трампа подозревают в том, что он пытался использовать президентские полномочия для удовлетворения личного интереса – получения иностранной помощи для ведения предвыборной кампании. По словам Пелоси, заморозив финансовый транш Украине, Трамп подорвал этим национальную безопасность США и действовал против интересов своей страны, поскольку американским интересам национальной безопасности отвечает помощь Украине в отражении российской агрессии.

Белый Дом предпринял усилия для того, чтобы скрыть детали разговора Трампа с Зеленским. Стенограмма разговора была строго засекречена так, что с ней мог ознакомиться только очень ограниченный круг людей: у стенографистов были отобраны все их записи, сделанные во время разговора, а файл с полной стенограммой разговора был помещен на сервер, предназначенный для хранения особо секретных документов. Как выяснили американские СМИ, с мая 2017 года аналогичным образом поступают со стенограммами и рабочими материалами телефонных разговоров Трампа с Владимиром Путиным и властями Саудовской Аравии.