The New York Times: Выборы в США - это политическая борьба с высокими ставками. В России

The New York Times: Выборы в США - это политическая борьба с высокими ставками. В России

Для сторонников Путина ложные заявления президента Трампа о широко распространенных фальсификациях на выборах стали, пожалуй, лучшим доказательством того, что демократия - это рецепт катастрофы. Оппоненты Путина отвечают собственным нарративом: полнейшая непредсказуемость и налет хаоса, окружающие выборы, имеющие самые серьезные последствия в мире, подчеркивают величие свободной системы.

Ставки в отношении того, как россияне интерпретируют американский избирательный процесс в этом году, высоки, и союзники Путина это знают. Продемократические активисты в России и во всем мире давно были обеспокоены тем, что беспорядки на Западе - и подрыв Трампом американских институтов - могут дискредитировать либеральные идеалы в их странах.

"Все это, критика со стороны Трампа, де-факто служит оправданием российского авторитаризма, - говорит Александр Кынев, российский политолог. - Все это находит очень благодатную почву в России, потому что у нас есть массовое недоверие к нашим собственным выборам".

Россия - это демократия на бумаге, но Путин в значительной степени уничтожил демократические свободы в начале своего 20-летнего правления. В стране по-прежнему проводятся выборы, а оппозиционные кандидаты обычно отбираются властями, чтобы обеспечить видимость выбора. Они выигрывают только в очень редких случаях.

Союзники Кремля увидели в выборах на этой неделе возможность представить западную демократию склонной к хаосу в отличие от стабильности, которую предлагает Путин. Утверждения Трампа о фальсификации результатов голосования позволили союзникам Кремля, которые привыкли слышать обвинения прозападных оппонентов в фальсификации выборов, по сути, повернуть ситуацию в свою пользу. На российском гостелевидении ведущие и аналитики, комментируя выборы в США, использовали те же термины, которые российская оппозиция обычно использует для описания фальсифицированных выборов у себя дома. Были разговоры о "вбросах" - вбросах бюллетеней, и об использовании "административного ресурса" - обычной практике правителей на всем постсоветском пространстве для использования инструментов правительства для победы на выборах и создания препятствий для оппонентов.

Схема подсчета голосов в Висконсине, Мичигане и Пенсильвании, где Трамп изначально лидировал, но затем его быстро стал догонять Байден за счет бюллетеней, присланных по почте, побудила союзников Путина повторить обвинения в фальсификации голосов, которые часто выдвигает оппозиция в России и в Беларуси. Сомнение Трампа в честности подсчета голосов, громогласно заявил депутат от правящей партии Олег Морозов в четверг в ток-шоу на гостелевидении, вспомнил недавние потрясения в другой постсоветской стране - Киргизии. "Сегодня мы видим "киргизацию" американской политической системы, - заявил Морозов.

МИД РФ ухватилось за возможность подвергнуть Штаты критике тем же языком, на котором, по мнению некоторых россиян, Вашингтон давно и ошибочно читал им лекции. "В условиях примерного равенства соперников за президентский пост дают о себе знать очевидные недостатки американской электоральной системы", - заявила пресс-секретарь МИД Мария Захарова. "Частично это объясняется архаичностью соответствующего законодательства и неурегулированностью в нем ряда принципиальных моментов".

Путин, в свою очередь, этим летом получил право баллотироваться еще на два шестилетних срока в ходе конституционного референдума, который был тщательно спланирован таким образом, чтобы обеспечить ему победу. Но если Путин решит больше не баллотироваться, он будет вести привилегированное существование, недоступное даже для Трампа в постпрезидентский период, компании которого грозит гражданское расследование со стороны генпрокурора Нью-Йорка. Законопроект, внесенный в российский парламент в четверг, предоставит экс-президентам пожизненный иммунитет от судебного преследования.

Влад Пономарь