Когда я понял, что нововведения порошенковского министра здравоохранения Ульяны Супрун есть благо для Украины? Когда убедился, что больше всех ими недовольны врачи, в том числе мои друзья и знакомые.
Когда я скажу себе, что земельный вопрос в Украине решен более-менее разумно? Когда увижу, что больше всех этим решением недовольны лучшие фермеры и прочие сельские труженики, чьим вождём в эти дни опять пытается стать «Баба Юля».
Решая, как, наконец, устроить торговлю землей, новые правители Украины допустили в свой совет людей, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Это самая большая, хотя и самая обычная, ошибка.
Как владеть, распоряжаться, торговать землей, можно спрашивать кого угодно, только не того, кто на ней работает, особенно – своими руками. Это - если, конечно, думать о пользе дела, а не о политике.
Но как раз о пользе дела любая власть во все времена и у всех народов думает в последнюю очередь. В первую же очередь она старается учесть общее мнение, а оно не бывает разумным нигде и никогда – на то оно и общее.
Сильнейшим выразителем общечеловеческого мнения по земельному вопросу был, как известно, Лев Толстой. Именно он, объявив грехом земельную собственность, изрек самую большую глупость, которая когда-либо звучала на планете Земля.
Влияние этой толстовской, то есть, всечеловеческой, глупости чувствуется до сих пор. Её печать различима на всех земельных законах, подзаконах, циркулярах и обычаях даже в самых передовых странах.
Земля должна продаваться и покупаться так же свободно и легко, как картошка, губная помада и все прочее, чем заполнен любой ларек, магазин и базар. Всякое отступление от этого идеала причиняет больший или меньший ущерб обществу.
Правитель, который понимает это, но, скрепя сердце,
идет навстречу пожеланиям трудящихся и приближенных, чтобы не быть задушенным, - блажен. И да будет проклят тот, кто сам думает так, как большинство его подданных.
І у нашому селі є БЮТ,
І у вашому селі є БЮТ.
І у нашому селі, і у вашому селі
є БЮТ.
Даже тогда, когда озорницы-школьницы распевали эту песенку, «Баба Юля» не была так близка к родному народу, как сегодня, оглашая свою Земельную Программу.
Следовательно, о качестве окончательного варианта украинского земельного законодательства можно будет судить по тому, как далеко он будет отстоять от этой программы. Чем больше им будет недовольна «Баба Юля», тем он будет толковее.